Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

На краю Урала. Ч.I

1. Хребет Дзяу-Тюбе - вид на Уральские горы с юга.


Город Кувандык (ударение на "ы", название склоняется - "в КувандыкЕ", "в окрестностях КувандыкА" и т.д.) относится к категории населённых пунктов, посещение которых оправдано лишь служебной необходимостью, либо узкопрофильным интересом, а к возвращению сюда может подвигнуть только чувство ностальгии. Здесь нет исторических памятников, архитектурная (если можно так выразиться) застройка не представляет никакого интереса, в городе не происходит сколько-нибудь значимых культурных или общественных событий. Даже палочка-выручалочка маленьких городов - знаменитые земляки, здесь не работает по причине отсутствия таковых. Единственное, что может привлечь внимание путешественника - красивый горный ландшафт, из-за которого здешние места назвают "Оренбургской Швейцарией". Местные жители относятся к этому званию иронически, мол, если больше нечем гордиться, так пусть природные красоты хоть как-то разнообразят унылую действительность. В этом есть определённый резон, Кувандык, как и большинство моногородов, в девяностые годы прошлого века пережил страшный обвал. И хотя жизнь здесь до сих пор трудна, всё же можно заметить и признаки улучшения. Рискну предложить вашему вниманию обзор этого города, а вначале постараюсь объяснить свой выбор.

Географическое положение Кувандыка действительно уникально, он расположен на крайней южной точке Уральских гор. С севера поднимается мощное (по уральским меркам) Зилаирское плато, а с юга рельеф сглаживается и переходит в степь. В пятидесяти километрах от города проходит граница с Казахстаном. Я, конечно, в курсе, что казахские Мугоджары формально считаются частью Уральской горной системы, но всё же Урал заканчивается именно здесь. Это заметно и по рельефу, в Казахстане он совсем другой, тамошние горы более низкие и сглаженные, напоминают скорее забайкальские сопки. И районирование подчинено местным казахским интересам. Актюбинскую область никто никогда не относил к Уралу. Если ехать из Кувандыка на запад, в сторону Оренбурга, то дорога как раз будет огибать южный край хребта Дзяу-Тюбе. Через десяток километров горы отодвинутся к северу, а затем исчезнут из виду. К востоку же довольно далеко, километров на сто, тянутся Губерлинские горы, представляющие из себя край казахской степи, в незапамятные времена упёршийся в Уральский кряж и вздыбившийся с разбегу.

Именно эти горы наблюдают пассажиры поездов, следующих из Челябинска в Оренбург. Выехав из Новотроицка уже можно отметить заметное поднятие рельефа. Вот поезд катил по ровной как стол степи и вдруг он начинает петлять, въезжает в какие-то ложбины. В районе станции Сара (ударение на последнее "а") они становятся всё глубже и глубже, поезд целиком скрывается в выемках, в окнах вагонов вместо солнца мелькают скальные стены и каменные осыпи. А иногда поезд взбирается на высоту, и открывается вид на десятки километров вокруг. Горы-то лысые, безлесные, обзору ничего не мешает. Сразу по выезде из Медногорска поезд внезапно вкатывает тоннель, единственный на всей линии Челябинск-Орск-Оренбург и уже поэтому представляющий несомненный интерес. В Кувандыке можно наблюдать картину, показанную на вводном кадре - объезд хребта Дзяу-Тюбе. А в районе станции Канчерово снова начинаются степи. Проезд мимо южного края Уральских гор занимает часа полтора.

2. Кувандык на карте Оренбургской области. Он находится в центральной, самой узкой части области, на реке Сакмара, у границы с Башкирией. Хорошо видно где заканчиваются Уральский горы.


Горный ландшафт и манит в эти места туристов. Впрочем, с видами кувандыкских окрестностей я вас обломаю. Тот, кому они интересны, может разыскать достаточно фото в Сети (вот одна из первых попавшихся ссылок). Моя задача - рассказать о городе. Хотя и горы, окружающие Кувандык, неизбежно будут показаны. Несмотря на малозначительность объекта, обзор пришлось разделить на две части. Всё-таки колорит у города есть, и немаленький. В первой части осмотрим ворота города - железнодорожную и автобусную станции, прогуляемся по главной улице и полюбуемся видами на город и окрестности с Холма Славы.

Кувандык, хоть и лежит на самой границе со степью, все же уральский промышленный городок. Статус города он получил после Великой Отечественной войны, войдя в последнюю по времени формирования уральскую промышленную агломерацию из 4 городов (Орск, Новотроицк, Медногорск, Кувандык). Судьба большинства его населения в лучшие времена была связана с двумя заводами - криолитовым и машиностроительным, а также с железной дорогой. Кроме этого, Кувандык является центром большого сельскохозяйственного района, что несколько отличает его от типичных уральских городов.

Ещё одним отличием является то, что возникновение Кувандыка связано со строительством не завода, а железной дороги Оренбург-Орск-Троицк. Станция Кувандык появилась на карте в 1915 году, но появилась она не на пустом месте. Долина реки Сакмара издавна заселялась башкирами и татарами. До прихода русских на территории нынешнего Кувандыка уже существовали башкирский аул Ишмуратово и татарский аул Мамбетеево. В 1903 году русские и украинские переселенцы основали между ними село Покровку. Из этого села и вырос будущий город. Поэтому, в некоторых публикациях в качестве даты основания Кувандыка указывают 1903 год. Когда к Покровке подошла железная дорога, то возник вопрос о названии станции. Покровок на железнодорожной карте России было уже несколько, поэтому, чтобы не вносить путаницы, новую станцию назвали Кувандык, по местной речке Кувандычке. Что означает слово "Кувандык" науке доподлинно неизвестно. Местным жителям лестно думать, что это слово переводится с башкирского как "Долина Счастья". Долина действительно есть, что же касается счастья, то это дело сугубо индивидуальное. Кому-то на этом месте подфартило, кому-то нет. Бренд "Долина Счастья" активно используется в попытках раскрутить город, пока не особенно успешных.

В 20-30-е годы XX века Кувандык имеет статус железнодорожной станции, во время и после войны - рабочего посёлка, а в 1953 году ему присвоен статус города. Первым значительным предприятием города после железной дороги была возникшая в 30-годы контора лесосплава. Лес из Башкирии сплавляли по Сакмаре до Оренбурга. Осенью 1941 года в Кувандык из Киева эвакуировали артель "Красный Штамповщик", занимавшуюся изготовлением металлоизделий. После войны артель не возвратили на место, а укрупнили и реорганизовали в завод, занявшийся выпуском машиностроительной продукции. Самой известной продукцией завода стали станки - гидравлические пресс-ножницы. По ним завод получил своё имя - Кувандыский завод механический прессов, сокращённо КЗМП. В память же о штамповочном прошлом осталось народное название микрорайона Машиностроитель, прилегающего к заводу - Штамповка.

В 1953 году в Кувандыке был построен ещё один завод - криолитовый, второй после Полевского. Посёлок криолитового завода, построенный одновременно, в народе называют незатейливо - Криолит. Именно с запуском Южно-Уральского криолитового завода (ЮУКЗ) и связано присвоение Кувандыку статуса города. В брежневское время, на которое пришелся расцвет Кувандыка, его население переваливало за 50 тыс. человек. Была создана обширная инфраструктура - школы, больницы, культурные и спортивные учреждения. Как раз тогда к кувандыкским горам стали проявлять интерес любители горных лыж. Велось значительное жилищное строительство и благоустройство. В 1991 году всё рухнуло. Об этой горькой странице в истории не только города, но и страны, неизбежно придётся вспоминать по ходу обзора. А пока начнём знакомство с городом.

3. Вокзал станции Кувандык. Построен на грани эпох, в 1916-1917 годах. Здание типовое, но достаточно интересное. Нынешний довольно жалкий вид оно получило в 2004 году стараниями армян-шабашников, "ремонтировавших" его в преддверии реорганизации МПС в ОАО "РЖД". Одна обшивка "под шифер" чего стоит. Хорошо хоть деревянный фронтон сохранили, правда без оригинальных букв - названия станции. Короче, без слёз смотреть смотреть на это уродство невозможно, поэтому даю фото только центральной части. Слева кассовый зал, справа ресторан, закрытый с начала девяностых.


4. Для тех, кто хочет иметь представление о том, как же здание выглядело, даю фото "родного брата" кувандыкского вокзала - вокзала станции Саракташ (ударение на последнее "а"), сделанное periskopПерископом. Он тоже "отремонтирован", но более щадяще. Сохранены родные оконные рамы и наличники.
19 orenpoezd 18

5. Общий вид станции. Вокзал за кадром справа. На снимке видны здания дежурного по станции, ПТО, пожарный и восстановительный поезда.


6. Паровозное депо, построенное в 1917 году.


7. Ещё один вид на депо, с водонапорной башней.


8. Восточный вход на станцию (со стороны Медногорска). Депо слева. Справа пункт примыкания. Ржавые рельсы возле него - начало подъездных путей кувандыкских заводов. Далее начинают ветвиться станционные пути. Всего их, ЕМНИП, 12 - станция довольно крупная. Электрифицирована в начале 80-х годов прошлого века. Движение в те времена было очень интенсивное. Одних пассажирских поездов, с местными и пригородными, через станцию проходило до двух десятков. Среди грузов преобладала продукция заводов, а также зерно. Прямо за станцией находится хлебоприёмный пункт с большими складами. После 1991 года траффик резко снизился. Пассажирские поезда, следующие через Кувандык, можно пересчитать по пальцам одной руки. Грузовое движение в основном транзитное, с крахом местной промышленности и сельского хозяйства вывозить отсюда нечего. Упадок движения принёс с собой все сопутствующие "прелести" - массовые сокращения работников, задержки выплаты зарплаты и прочее. С другой стороны, железная дорога, в отличие от предприятий города, худо-бедно продолжала работать и какое-то время была единственным местом, где можно было получить хоть какую-то работу. Конкуренция была жуткая, без содрогания о тех временах вспоминать невозможно. Но железная дорога помогла городу продержаться и выжить, не впав в окончательное ничтожество. В других моногородах, лишённых железной дороги, всё было гораздо страшнее.


9. За зданием дежурного по станции находится железнодорожный ДК. Здание построено в 30-е годы, но имеет очень необычный для сталианса облик. Скорее всего, это измененный проект 1910-х годов, времён постройки дороги. Эдакий рациональный модернизм.


10. Со времён строительства станции сохранились и образцы гражданской застройки. Ведь, как правило, одновременно со станционными постройками возводилось и жильё для железнодорожников. В альбомах типов зданий и сооружений эти дома обозначаются как "казармы". Так их порой называют до сих пор. Строились они южнее станции и образовали улицу Молодёжную.


11. Дома эти мало различаются между собой, кроме размеров, количества окон и деталей отделки.


12. Вид казармы сбоку.


13. Используются эти здания не только как жильё, но и как административные. В этом, например, размещается Кувандыская дистанция пути.


14. В конце улицы расположено старое здание железнодорожной школы. Строительство началось на рубеже 1910-х годов, но из-за катаклизмов, сотрясавших страну, завершилось только в 1930-е. Уже в то время оно было тесным и не отвечало своему назначению. Новое здание железнодорожной школы построено в конце 1950-х годов на этой же улице, только по другой стороне. Его я не стал фотографировать - обычный хрущёвстрой из силикатного кирпича.


15. Конец улицы застроен вперемешку брежневскими пятиэтажками...


16. ...и примитивными сталинками.


17. Поворот на улицу Рабочая.


18. Пятиэтажки на улице Рабочей построены уже при агонии СССР. Повезло тому, кто успел в них заселиться.


19. Севернее линии железной дороги пролегает главная улица Кувандыка - улица Ленина. Главная она только по документам, какие-либо внешние признаки величия заметить трудно. Выглядит улица так: на переднем плане частная застройка, дальше - магазины ( на снимке не видны).


20. С торговой части улицы и начнем нашу прогулку. Типичный районный универмаг семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века, ныне превращенный в торговый центр. Надпись "Универмаг", кстати, неаутентичная. Настоящая, металлическая, с неоновой подсветкой, была на крыше и исчезла в начале девяностых. На металлолом что-ли сдали? Через некоторое время на стенку зачем-то повесили пластиковый муляж. Никакого универмага к тому времени в здании уже не было, работала обычная барахолка.


21. Торговцы попроще расположились рядом на улице. Те, кто помнит уличную торговлю девяностых, легко может представить себе это место и всё, что с ним связано. Шум, грязь, давка, подозрительный товар, разложенный на ящиках или прямо на земле... За прошедшие два десятилетия стиль торговли ничуть не изменился, лишь место слегка благоустроено. Вместо безобразных самодельных прилавков появились пёстренькие тенты, мусор стали чаще убирать. У горожан это торжище на центральной улице вызывает массу претензий. Но лишь недавно появилась, наконец, возможность ввести его в цивилизованные рамки. Рядом строится здание рыночного комплекса, куда предполагается перевести всех торговцев. Понятно, что им это не нравится и они скандалят со всей силой накопленного за десятилетия опыта. Хочется надеятся, что власти сумеют довести дело до конца.


22. Здание районного узла связи постройки восьмидесятых годов. Здесь сохранилась аутентичная вывеска "Почта. Телеграф. Телефон". Видите синие буквы на карнизе над входом? Крупного снимка у меня, к сожалению, нет.


На другой стороне улицы, напротив бывшего универмага, рынка и почты, находятся здания магазинов периода конца пятидесятых-восьмидесятых годов. К сожалению, все они изуродованы "ремонтами" девяностых - сайдингом, стеклопакетами и металлочерепицей. Ни одно из них не сохранило первоначального облика, хотя среди них были довольно интересные. Например здание хозяйственного магазина потребкооперации в сталинском стиле с широкими окнами-витринами, высоким крыльцом с круглыми ступеньками и полуколоннами. Не стал фотографировать из жалости.

23. Мимо РУСа можно выйти к центральной площади Кувандыка. Она расположена на параллельной Ленина Оренбургской улице. Представляет из себя типичную площадь типичного райцентра.


24. Здание райкома (ныне районной администрации) с елями и Лениным перед входом. Построено в семидесятые.


25. Слева от него старое сталинское здание райкома. Череcчур примитивно даже для заштатного райцентра.


26. Напротив администрации - символ девяностых, здание отделения Сбербанка. Когда в городе остановилась всякая строительная деятельность, только Сбербанк мог позволить себе роскошное, по тем меркам, здание. Особенно сильно обнищавших горожан раздражала мраморная облицовка входов в здание и полов внутри него. "Жируют на наши кровные!" - таково было единодушное мнение всех, видевших это здание. Сейчас, конечно, попривыкли, насмотрелись на куда более вопиющие примеры наплевательского к себе отношения, да и за годы путинской стабильности классовая ненависть малость поутихла.


27. Возвращаемся на улицу Ленина. Единственный сохранившийся образец неоклассического декора - здание кафе "Ласточка", ныне одноименный магазин. Конечно, и здесь владельцы не удержались от соблазна приделать ко входу пластиковый навесик и вставить в оконные проёмы стеклопакеты. Я уже не знаю какие воспитательные меры нужно применять к любителям "сделать покрасивше": отрубание шаловливых ручек или ссылка в каторжные работы навечно. Спасибо хоть фасад содержат в относительном порядке.


28. Перейдя через подъездные пути к нефтебазе и миновав зерносклады, попадаем в зону жилой застройки. С одной стороны улицы это частные домики, с другой пятиэтажки, построенные железной дорогой в восьмидесятые. Перед ними ещё один символ девяностых - игровой зал, ныне спешно прикинувшийся бильярдной.


29. Улица Ленина упирается в гору, на которой в 1985 году построен мемориал, посвященный Великой Отечественной войне. К нему ведёт вот такая лестница, издалека похожая на Потёмкинскую. Тогда же гора получила официальное название Холм Славы.


30. Поднимаемся на гору. На вершине установлена стела с женщиной наверху, а перед ней бюсты Героев Советского Союза, уроженцев Кувандыка - танкиста Б.И.Гребенникова, слева, и лётчика В.Г.Козенкова, справа. По сторонам площадки полукругом расположены пилоны с именами кувандычан, погибших или пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны.


31. Мемориал на Холме Славы одновременно выполняет функции обзорной площадки, с которой открываются неплохие виды на город и его окрестности. Осмотром их мы сейчас и займемся. Вид на запад, чуть севернее улицы Ленина. Типичная городская застройка - домики с огородами. Большая часть Кувандыка застроена именно так. Многоквартирные дома вдали - Западный микрорайон, застраивавшийся в восьмидесятые годы на средства ЮУКЗ.


32. Поворачиваемся чуть к северу. Да, Кувандык очень зеленый город. Видимо только это помогает выдержать адскую жару, обрушившуюся на Оренбуржье в последние годы. Там, где зелень гуще, под горой, протекает река Сакмара.


33. Ещё чуть к северу. Замечаете, что Кувандык расположен в долине? Вон там, вдали, к северу, прямо с этой, торчащей по центру кадра горы, и начинается Урал со всеми его рудниками, заводами, копями, посёлками и городами. Это действительно край Урала. Ну, или его начало, смотря как считать.


34. Смещаемся к востоку. Отроги Губерлинских гор. В отличие от Урала, они тянутся не на север, а на восток и представляют собой приподнятый край степи, упершийся в Уральский хребет.


35. Чем дальше к востоку, тем это заметнее. На переднем плане садовые участки горожан на берегу реки Кураганка (ударение на среднее "а"). Между ними и горами - Южно-Уральский криолитовый завод. А за горой Медногорск. На машине до него можно доехать за 15 минут. А поезд вынужден огибать горы и тащится почти сорок минут.


36. Полюбуйтесь какой крутой поворот делает железная дорога. Все прелести горных серпантинов к вашим услугам. В центре кадра тяговая подстанция.


37. Поворот к югу. Дома по улице Рабочей.


38. Взгляд на юг. На переднем плане т.н. Орский посёлок. Здесь селились рабочие кувандыкского подразделения организации "Орскводстрой". Обратите внимание на то, как изменились горы. Они стали ниже и глаже, и напоминают не горы, а холмы. Это уже не Урал. Через пять-десять километров к югу местность резко понизится и ближе к реке Урал начнётся степь.


39. Ещё пара кадров южного края Уральских гор. Так они выглядят в конце октября.


40. На этой горе оборудована горнолыжная трасса. Видите опоры подъёмников?


41. Осталось узнать где расположена автостанция. Для этого придётся вернуться к универмагу (фото 20). Возле него улица разделяется на два рукава. Мы пойдём по левому и метров через полтораста выйдем на площадь, где увидим длинный кирпичный сарай с нахлобученной на него пирамидой. Пирамида - это, естественно, дело рук "детей девяностых". Под ней расположено очередное злачное место с блэкджеком и шлюхами. Автостанция скромно заняла правое, если смотреть от входа, крыло. Кстати, обратите внимание на покрытие площади. Это не гравий, не песок и не земля. Это раздолбанный в труху асфальт, которым площадь была покрыта при Советской власти. После её кончины средств на дорожный ремонт в городской казне не стало. И ещё одно свидетельство упадка - весь транспорт на фото (или большая его часть) явно принадлежит клиентам "Ориона". Нет, автостанция, слава богу, работает. Просто количество рейсов сократилось в разы. Снимок сделан в середине дня, все немногочисленные маршрутки (о больших автобусах давно забыли) разъехались утром.


Однако, не всё так плохо. Взглянув на фото, можно обнаружить и вполне конкретное свидетельство перемен к лучшему. Поиграем в угадайку? Боюсь без подсказки всё же не обойтись, хотя свидетельство это торчит прямо посреди кадра. Да, речь идёт о фонаре. Для кого как, а для меня лично наиболее ёмким символом обвала девяностых стало исчезновение уличного освещения. В разных городах, конечно, было по разному. Где хулиганы фонари побили, а заменить нечем. Где просто обрезали кабели и сдали в скупку. В Кувандыке свет на улицах отключили в целях экономии. Акционировавшийся ЮУКЗ, сбросил городу всю социалку, а котельную, обслуживающую посёлок Криолит, оставил себе. А за тепло, вырабатываемое ею, загнул бешеную цену. Судебные тяжбы между администрацией города и руководством завода продолжались несколько лет. Денег на освещение не было. Не до жиру, наскрести бы на оплату тепла. Разумеется, оборудование и кабели за это время были растащены, кое-где и столбы исчезли. Город по ночам погружался во тьму. Что это означает для криминогенной обстановки, да и просто для качества жизни, объяснять, думаю, незачем. И вот, наконец, началось восстановление электрохозяйства. По данным местной прессы, за последний год в городе смонтировано полторы тысячи новых фонарей. До советского уровня еще далеко, но качественный прорыв налицо. Это, конечно же, радует. Кстати, и для нового асфальта средства находятся. Качество дорожного покрытия на улице Ленина видно по вышепомещенным фото. Будут фото и других улиц с новым асфальтом. Думаю, приближается и очередь площади перед автостанцией.

42. Ещё одно фото площади перед автостанцией. Слева от него, за зелёным заборчиком, находится территория колхозного рынка. Торговля здесь проводится ещё по старым правилам - в базарный день (суббота). В этот день на рынке и на площади перед ним не протолкнуться. Съезжается народ из окрестных сёл, привозит на продажу сельхозпродукцию. Цены для жителя большого города просто смешные. Например, настоящий деревенский творог можно купить по 50 руб/кг. А пить магазинное молоко, попробовав настоящего, просто противно.


Во второй части обзора прогуляемся по посёлку Криолит, микрорайону Машиностроитель и попробуем отыскать что-нибудь интересное в других местах города.

Вторая часть.
Tags: Кувандык, Оренбургская область, Россия, Урал, города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments