Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Верхотурье. Монастырь.

Верхотурье - самый старый город Свердловской области, возникший ещё в дозаводскую эпоху истории Урала, в 1598 году. Расцвет города приходится на XVII - начало XVIII в.в., когда Верхотурский уезд объединял фактически всю заселённую русскими территорию Урала. Со времени постройки Екатеринбурга его значение начинает падать, а с 1767 года, после официального признания Сибирского тракта, проходящего через Екатеринбург, главной дорогой в Сибирь, город захирел окончательно. С XVIII века, в связи с прославлением Симеона Верхотурского, предпринимаются попытки превратить Верхотурье в уральский Сергиев Посад. С конца XX века с большим скрипом в городе начинает развиваться светский туризм. Предлагаемый обзор состоит из четырех частей, три будут посвящены непосредственно Верхотурью, а четвёртый - одной из частей верхотурской православной агломерации, скиту Октай. Первая часть посвящена осмотру Николаевского мужского монастыря - главного объекта православного паломничества на Урале и одного из основных туристических объектов Верхотурья.

1. Верхотурье находится в 350-ти километрах к северу от Екатеринбурга, что составляет 4-5 часов езды на автомобиле или 6-7 часов езды по железной дороге. Наиболее удобный маршрут проходит по Серовскому тракту. Поворот на Верхотурье заметен издали, благодаря большому кресту на обочине.


2. Напротив креста - площадка со знаком, стилизованным под крепостную стену с торчащими над ней церковными главами. За площадкой идут работы - строительство мотеля в рамках программы Правительства Свердловской области по развитию туризма в Верхотурье. Возле знака нужно свернуть на восток. Отсюда до Верхотурья ещё добрых 20-25 километров, но дорога хорошая, построенная в конце 90-х и регулярно подновляемая.


При въезде в город, дорога переходит в улицу Малышева, которая выводит прямиком к Николаевскому мужскому монастырю. Монастырь основан в 1604 году, а известность получил после перенесения туда в 1704 году мощей Симеона Верхотурского, который в 1825 году был причислен к лику святых Русской Православной церкви. К 1917 году в монастыре проживало 118 человек, из них 32 монаха и 18 послушников. В 1924 году монастырь был закрыт, на его территории разместилась колония для несовершеннолетних преступников. В 1990 году монастырь возвращён РПЦ, началось его возрождение. В настоящее время здесь проживает около 30-ти монахов.

3. У стен монастыря расположена просторная стоянка для транспорта, этой стоянкой по сути исчерпывается туристическая инфраструктура города. Но подробнее о состоянии о состоянии этой инфраструктуры - позднее.


4. Осмотримся снаружи. Монастырские стены и башни имеют сугубо декоративное значение. Стены были построены во второй половине XVIII века, а башни в период с 1856 по 1910 годы, когда никакое вражеское нашествие монастырю не угрожало. Однако, сооружение имеет все необходимые боевые элементы: обходы, площадки, бойницы, зубцы и т.п. На вид - типичная русская крепость XVI-XVII веков. Стилизацию выдают лишь пропорции: стены невысоки, а башни так вовсе игрушечные. На фото участок стены и юго-западная угловая башня.


5. Взгляд назад - юго-восточная угловая башня и ворота на хоздвор.


6. Главный вход в монастырь - ворота для въезда транспорта и Симеоно-Анненская надвратная церковь.


7. Церковь построена в 1855-1859 годах на месте пришедших в негодность Святых Ворот и освящена в 1863 году во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В архитектурном плане церковь сочетает в себе элементы классицизма и зарождающегося псевдо-русского стиля.


8. Над аркой входа - иконы святых.


9. Входим внутрь. Росписи потолка сквозного прохода.


10. Св.бессребренник Дамиан.


11. Св.бессребренник Косма.


12. Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.


13. В центре потолка традиционное изображение Св.Духа в виде голубя.


14. Св.пророчица Анна.


15. Вид надвратной церкви изнутри монастыря. Слева в длинном пристрое расположена церковная лавка, справа - чайная. Коммерческие интересы в РПЦ блюдутся свято, приобрести книги и сувениры и попить чайку стоит недёшево.


16. Юго-восточная угловая башня и прилегающий участок стены изнутри.


17. После выхода из надвратной церкви мы попадаем на просторную площадь, выложенную декоративной плиткой. С западной стороны площади находится бывший настоятельский корпус. Сейчас здесь православный музей, фотографировать в котором почему-то запрещено. Корпус выстроен в классическом стиле, но очень прост, этакий примитивный классицизм уездного масштаба, предтеча районного сталианса.


18. С севера площадь замыкает Преображенский собор (1821-1834) строгого классического стиля. Слева к храму примыкает трапезная, к которой, в свою очередь, пристроена колокольня. В советское время колокольня и купол храма были разрушены. Купол в упрощенном виде восстановлен в 1992 году, а колокольня - в 1998 году. В соборе покоятся мощи св.Арефы, в миру Катаргина Афанасия Тихоновича, бывшего монастырского настоятеля (1900-1903 г.г), причисленного к лику святых в 1984 году.


19. Преображенский собор с другого ракурса.


20. У восточной стены собора расположено небольшое кладбище, где похоронены наиболее уважаемые монахи и игумены монастыря. Могилы восстановлены в девяностые и время, видимо, повлияло на внешний вид памятников.


21. "Фото" игумена Иринарха выполнено в традиционной технике контор ритуальных услуг.


22. С восточной стороны площади расположен Крестовоздвиженский собор (1905-1913, архитектор А.Б.Турчевич). Собор выстроен в византийском стиле и, якобы, является третьим по величине собором в России после ХСС и Исакия и самым большим монастырским храмом. Здесь находится главная святыня монастыря - мощи св.Симеона Верхотурского. Для менее религиозных посетителей в соборе также имеется фишка - три фаянсовых иконостаса.


23. Храм действительно внушителен.


24. Алтарная апсида.


25. Один из популярных ракурсов, позволяющих оценить размеры Крестовоздвиженского собора.


26. Рядом в Крестовоздвиженским собором находилась Николаевская церковь (1712-1738 г.г.), снесённая в 1936 году. В 1999 году на её месте построена новая небольшая Николаевская церковь. В храме покоятся мощи ещё одного местночтимого святого - преподобного Илии Верхотурского (Чеботарёва), монаха Николаевского монастыря, жившего в XIX веке.


27. Ещё один вид на Николаевскую церковь.


28. Севернее Троицкого и Крестовоздвиженского соборов расположены несколько монастырских корпусов.


29. Здание учебного корпуса (1902 г.), ныне используется по прямому назначению, здесь располагается Верхотурское духовное училище.


30. Один из монастырских котов. Котов в монастыре много, сферы влияния у них чётко разделены. Одни нагло требуют подачки с паломников и туристов, рыская у них под ногами и не давая шагу ступить. А этот пристроился на окне училищной кухни и выжидает удобного момента, чтобы шмыгнуть в открытую форточку.


31. Братский корпус.


32. Парк возле братского корпуса.


33. В монастырском парке.


34.


35. В северо-западной части монастыря находятся ещё два бывших братских корпуса. Они пока не отреставрированы.


36. Западная стена изнутри.


37. Восстановленная центральная западная башня.


38. Внутренний вид башни.


40. Северо-западная угловая башня.


41. Восточная часть монастыря используется под хозяйственные цели. Здесь пасутся телята, находится котельная (осталась слева за кадром).


42. Монастырские телята к людям привычные и приставучие не хуже котов. Этот теленок успел зажевать полу моей куртки, пока я фотографировал.


43. В наружной ограде монастыря, примыкающей к улице Военной, находится приходская школа и монастырская гостиница.


44. Хоздвор.


Прогулка по Николаевскому монастырю закончена. За рамками обзора остался ещё один интересный объект в северной части монастыря на берегу ручья Калачик - Дом почётных гостей, построенный в 1914 году к ожидавшемуся приезду в Верхотурье Николая II с семьёй. Этот визит так и не состоялся, помешала начавшаяся война. Дом стилизован под боярский терем XVI-XVII в.в. Мы до него так и не добрались, а теперь кусаем локти. Через полтора месяца после нашей поездки, в ноябре 2010 года, Дом был подожжён неустановленными пока лицами и сильно пострадал от огня. Восстановить памятник предполагается к 2013 году.

В день, когда мы ходили по монастырю, было малолюдно. Организованных групп не было, а немногочисленные паломники и туристы-одиночки вроде нас незаметно рассасывались по территории монастыря и не мешали друг другу. Отношение монахов и персонала монастыря к туристам довольно доброжелательное. В храмах фотографировать запрещено, а на территории можно ходить где угодно и фотографировать всё, что заблагорассудится.

Во второй части прогуляемся по верхотурскому кремлю и полюбуемся видами Туры - реки, по которой Ермак проник в Сибирь.

Кремль и Тура.
Город.
Скит Октай.
Tags: Верхотурье, Россия, Свердловская область, Урал, города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments