Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Микрорайон "Ботанический".

Микрорайон "Ботанический" - последний советский жилой район Свердловска/Екатеринбурга, основная застройка которого, впрочем, пришлась на постсоветское время. Его размеры небольшие: 2 километра с запада на восток и менее километра с севера на юг, общая площадь 174 гектара. Здесь всего 5 улиц, 3 из них (Академика Шварца, Родонитовая и Крестинского) располагаются в широтном направлении, а 2 (Самоцветный и Тбилисский бульвары) в меридианальном. При проектировании района численность населения предполагалась в 50 тыс. чел., но она до сих пор не достигла этой отметки.

Внимание - пост получился большой, но делить его на два нет смысла.

1. Ботанический микрорайон или просто Ботаника на карте города. Своё название район получил от находящегося неподалёку Ботанического сада Уральского отделения Академии Наук. Район расположен к югу от центра Екатеринбурга, его северной границей служит жилой массив в районе улиц Авиационная-Юлиуса Фучика, с юга его окружает городская объездная дорога, на западе он ограничивается улицей 8 Марта, а на востоке улицей Белинского.


2. До 1917 года место, где должна была находиться будущая Ботаника, было незастроенным, отмечая границу между Екатеринбургом и формально не входящим в состав города Уктусом. По берегам реки Черемшанки (район улиц Авиационная-Юлиуса Фучика) раскинулись городские скотобойни и заимки полукриминального вида. Далее к югу до самого Уктуса тянулся пустырь, заросший кустами. Здешние места не располагали к приятному времяпрепровождению. В 1923 году на этом пустыре Российское общество добровольного воздушного флота организовало посадочную площадку (позднее преобразованную в Свердловскую авиастанцию), на которую стали базироваться закупленные на взносы членов "Добролёта" самолёты "Юнкерс". В 1932 году Свердловская авиастанция была преобразована в аэропорт "Уктус", являвшийся в 1930-е годы главными воздушными воротами Свердловска. После Великой Отечественной войны внутрисоюзные и транзитные международные рейсы были перенесены в "Кольцово", а в "Уктус" сосредоточился на местных авиаперевозках. Ниже приводится фрагмент карты Свердловска 1947 года, аэропорт "Уктус" условно не показан :) Слева виден Ботанический сад, к северу от аэродромного поля - река Черемшанка, а к югу - Уктус, ставший к тому времени полноправным районом города. Видна также и начавшаяся к тому времени застройка вдоль Елизаветинского тракта (будущая улица Титова), которая и привела в конце-концов к удалению аэропорта с насиженного места.


3. Напоминанием об авиационном прошлом Ботаники служит старое здание аэровокзала, постройки второй половины 1930-х годов. Ныне здесь располагается Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта.


4. Вид на здание аэровокзала со стороны бывшего лётного поля.


5. Городская застройка всё плотнее окружала аэропорт и его пребывание на прежнем месте становилось небезопасным. В разработанном в 1960 году (но не утверждённом) генеральном плане развития Свердловска аэродромная территория уже предполагалась к застройке. В этом же плане появились первые намётки городской объездной дороги, интересно, что после Ботаники она поворачивала на Елизавет, а не на соединение с Московским трактом, как это реализовано в текущей реальности.


6. Генеральный план 1960 года не утвердили, но полёты аэропорта "Уктус" в середине 1960-х годов перевели в Арамиль. Администрация и технические службы находились на прежнем месте до 1985 года, но формальных препятствий для разработки планов освоения территории уже не существовало. В 1972 году был разработан очередной генеральный план развития Свердловска, в котором на месте аэропорта был запроектирован жилой массив объёмом 800 тыс. м2. Ниже приведён один из проектов будущего микрорайона. Конечно, реализация была далека от проекта, но многое на нём узнаваемо. Угадывается дуга улицы Крестинского, которая, согласно популярной в городе шутке, сама себе параллельна, перпендикулярна и дважды пересекает улицу Академика Шварца. Видны три 12-этажки на юго-восточной окраине Ботаники (на фото она вверху). Ботаника - типичный спальный район, здесь отстутсвуют промышленные предприятия. Основу планировки составляют модные в то время большие дворовые пространства, окружённые сблокированными домами, внутри которых находятся объекты соцкультбыта и инфраструктуры. Удивляет отсутствие парков или каких-либо зелёных зон, видимо, предполагалось, что жители будут ходить гулять в Ботанический сад.


7. Строительство началось в 1988 году, после больших земляных работ по засыпке заболоченной поймы Черемшанки. Первые дома были готовы в 1990 году, они находились в юго-западной части Ботаники, там где сходились улицы Крестинского и 8 Марта. На плане Екатеринбурга 1991 года микрорайон уже обозначен под своим названием, отмечены и первые дома, хотя бо́льшая часть территории ещё пустует.


8. Как мы знаем теперь, реальная застройка Ботаники мало похожа на те проекты, которые рисовали архитекторы. Виной тому упадок, поразивший Екатеринбург вместе со всей страной после 1991 года. Средств на продолжение строительства стало не хватать, нужно было искать пути удешевления. Произошёл почти полный отказ от строительства в микрорайоне объектов инфраструктуры. Эта родовая травма не преодолена до сих пор. На Ботанике нет своего кинотеатра, почтового отделения (уже в 2000-е годы его открыли в переоборудованной квартире жилого дома, проработав некоторое время, оно снова закрылось), спортивных объектов, предприятий бытового обслуживания и культурных учреждений. Долгое время жители довольствовались т. н. магазинами шаговой доступности, крупные торговые центры стали открываться только в начале 2000-х. Зато жилые дома стали втыкать на каждом свободном клочке, ведь квартиры теперь можно было продавать. Правда, часть жилой площади застройщики передавали городу и туда заселялись исполкомовские очередники. Очереди на жильё на предприятиях исчезли после их приватизации и те, кто стоял в очереди в райисполкомах, на какое-то время оказались в выигрыше. Контингент новосёлов Ботаники был довольно интеллигентным: врачи, учителя, сотрудники правоохранительных органов, чиновники мелкого и среднего звена. Это не значит, что здесь нет алкашей, они есть, но вот гопников в классическом понимании действительно мало. Квартиры, поступавшие в открытую продажу, покупали тоже не люмпены: предприниматели, журналисты, криминальные авторитеты и т. п. На рубеже девяностых-двухтысячных Ботаника превратилась в самый престижный район Екатеринбурга. Это несмотря на то, что всё жильё, построенное к тому времени было типовым, по советским проектам. Даже построенные в последние годы современные дома нельзя назвать элитными. И плотная застройка (согласно ещё одной шутке, если парки и скверы это зелёные лёгкие города, то Ботаника - это железобетонные челюсти Екатеринбурга, см. ниже фото gelio) не уменьшает популярность района. Свою роль сыграла близость к центру города. Время идёт, но жильё на Ботанике до сих пор одно из самых дорогих в Екатеринбурге.


9. С освещения транспортного вопроса и начнём обзор. Сегодня Ботанику обслуживают все существующие в Екатеринбурге виды городского транспорта. В конце 2011 года сюда добралось метро.


10. Чуть позже открыта трамвайная линия, на фото трамвайное кольцо возле ТЦ "Дирижабль".


11. Троллейбус - один из самых старых видов городского транспорта на Ботанике, линия открыта в 1996 году. На фото троллейбусное кольцо на улице Родонитовой.


Кроме того, через Ботанику проходят автобусные маршруты, неподалёку находится остановка городской электрички.

12. Поскольку население Ботаники относительно молодое, то здесь постоянно актуален вопрос обеспечения образовательными учреждениями. Сейчас на Ботанике работают 4 школы. Две из них построены по московскому проекту 221-1-384.85. Школы состоят из двух одинаковых корпусов, поставленных друг против друга. Левый корпус.


13. Правый корпус.


14. Корпуса соединены кирпичными закрытыми переходами в форме дуги.


15. Вид перехода сзади.


16. Самая новая школа на Ботанике (и первая, построенная в Екатеринбурге после 1991 года), открыта в 2009 году. Одна из самых элитных школ города, считается, что сюда после огромного конкурса принимают одних вундеркиндов.


17. Ещё один вид школы.


18. Предыдущее фото сделано с территории детского сада. Их на Ботанике пять.


19. Переходим к предприятиям торговли. ТЦ "Дирижабль", на момент открытия в 2001 году был самым крупным ТЦ не только на Ботанике, но и во всём городе. Большим недостатком было отсутствие в нём продовольственного магазина.


20. Входы в "Дирижабль" со стороны улицы Академика Шварца.


21. ТРЦ "Кировский" на улице Родонитовой. Первый продуктовый супермаркет на Ботанике.


22. ТЦ "Ботаника Молл", открыт в конце 2012 года. Поражает полным отстутствием архитектуры как таковой, голый функционализм. Привлекает разве что наличием гипермаркета "Мегамарт".


23. "Ботаника Молл", вид со стороны улицы Академика Шварца.


24. Ещё один магазин сети "Кировский" на улице Крестинского. Позади панельная 12-этажка серии 137С. Здесь мы плавно переходим к рассказу о типах жилых зданий, представленных на Ботанике.


25. Бо́льшая часть жилья на Ботанике построена в девяностые. Ещё во всю шла эксплуатация советского наследия, ещё работали заводы ЖБИ, выпускавшие, пусть и в значительно меньших объёмах, типовые жилые дома. На фото представлен дом серии 137С, эта серия представлена на Ботанике слабо, в основном по улице Крестинского. Слева от 12-этажки видны секции-вставки серии 141. Внешне дома серии 137С и поздних вариантов серии 141 похожи, но опытный глаз сразу отметит разный раскрой панелей.


26. Этот же дом со стороны двора.


27. Секции-вставки серии 141 крупнее. Дома, выходящие на улицу Крестинского, образуют сплошные стены, ограждающие небольшие внутренние дворы. Вид их довольно мрачноват, они напоминают средневековые фортеции, защищающие жильцов от постороннего вмешательства.


28. Ещё рядом дома разных серий: 12-этажка серии 137С и 10-этажка серии 111-141.


29. Основную часть жилой застройки Ботаники составляют дома серии 141. На фото представлен один из поздних вариантов этой серии. От классического параллелепипеда 121-141 его отличают закруглённые балконы в крайнем левом ряду.


30. 10-этажка серии 111-141.


31. 12-этажный вариант 111-141.


32. Ещё одна 10-этажка.


33. И ещё один вариант 12-этажки серии 111-141.


34. 16-этажные башни, собранные из деталей 141-й серии. В народе известны как "свечки".


35. Один из последних вариантов 12-этажного дома 141-й серии. Предлагается наследниками Свердловского ЗЖБИ в настоящее время. Интересен тем, что строится по смешанной технологии: внутри - сборный железобетон, а наружные стены из кирпича.


36. Вид дома со двора.


37. Один из домов, построенных в 200-е годы. Серия мне неизвестна.


38. Ещё один современный дом, сдан в 2012 году. Интересен тем, что это последний жилой дом на Ботанике. По крайней мере, городские власти обещают, что больше жильё здесь строить не будут.


39. Прогулку по улицам района начнём с улицы Юлиуса Фучика. Формально она не относится к Ботанике, но представляет собой хорошо видимую северную границу района. На фото эта улица слева от трамвайной линии. А справа - парк, о котором я уже рассказывал.


40. Застройка начала улицы Юлиуса Фучика, неподалёку от пересечения с улицей 8 Марта.


41. Застройка улицы ещё продолжается.


42. ЖК "Созвездие" в конце улицы, на перекрёстке с Белинского.


43. Прогуляемся по улице Родонитовой, центральной улице Ботаники. На фото - Самоцветный бульвар, по которому осуществляется выезд из глубины микрорайона. Он соединяет Родонитовую и Академика Шварца.


44. Начало улицы Родонитовой. Улица представляет собой прямое бетонное ущелье, которое просматривается почти на всю длину.


45. Пройдём немного и оглянемся назад. Слева дом с фото 35.


46. Ещё немного вперёд и снова взгляд назад. Виды довольно однообразны.


47. 16-этажная "свечка" 141-й серии.


48. 141-я 12-этажка на противоположной стороне улицы.


49. Выезд на Крестинского.


50. Улица Академика Шварца проходит севернее Родонитовой, параллельно ей. Начало улицы.


51. Застройка на Академика Шварца в основном современная, после 2003 года.


52.


53. Перекрёсток Академика Шварца и Крестинского. Все типовые дома, которые видны слева, идут по Крестинского.


54. Улицу Крестинского будем осматривать с конца. Она огибает Ботанику с трёх сторон, своей чётной стороной выходя к городской объездной дороге.


55. Забор слева принадлежит Уральскому заводу гражданской авиации.


56. Чётную сторону улицы Крестинского, примыкающую к объездной дороге, занимают гаражи, офисы, автомастерские и им подобные предприятия. Красное кирпичное здание на фото принадлежит пожарной части № 8.


57. Офисник и автосервис.


58. Уже упоминалось, что из-за плотной застройки, дворы на Ботанике маленькие и тесные. Типичный двор, гулять здесь нельзя, всё заставлено машинами.


59. Кое-где, впрочем, сумели сделать подземный пакринг, но это исключительное исключение.


60. Деревья, посаженные в начале строительства, ещё не успели подрасти, но тем не менее создают уют, там, где они есть.


61. Для отдыха на Ботанике, помимо вышеупомянутого парка, служат две прогулочные зоны, проходящие поперёк застройки. Пространство между домами примерно посередине района носит название бульвара Архитектора Малахова. Ни одного здания по этому бульвару не числится. Бульвар Малахова пересекает Ботанику насквозь, от Шварца до Крестинского.


62. Здесь есть даже фонтан, правда, неработающий.


63. Бульвар Малахова выходит к лицею № 180.


64. Взгляд назад, по направлению к Родонитовой.


65. Скамейки на бульваре.


66. Вторая зона отдыха носит название Тбилисского бульвара. В отличие от бульвара Малахова, это полноценная улица с домами.


67. Тбилисский бульвар расположен в восточной части Ботаники и также пересекает её насквозь. Вид от Академика Шварца в сторону Родонитовой.


68. А это Тбилисский бульвар на участке от Крестинского до Родонитовой.


Пара слов о перспективах Ботаники. Строительство здесь продолжается, но это уже не жилые дома, а торговые центры. Строится ТЦ "Монетка", ожидается строительство второй очереди "Дирижабля". О постройке спортплощадок, детских городков и т. п. ничего не слышно. Зато собираются реконструировать парк, уже плюс. Самый грандиозный проект, который может поставить крест на Ботанике как "чистом" районе - строительство нового автовокзала - пока не вышел из стадии обсуждений. Будем следить и регистрировать изменения.

Tags: Ботанический, Екатеринбург, здания, массовое жилищное строительство, улицы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →