Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Екатеринбург с севера на юг. II.

I. От "Проспекта Космонавтов" до "Машиностроителей".

Продолжаем прогулку по проспекту Космонавтов. Дальнейший путь показан красной линией. Как видите, он проходит через районы, закрашенные серым цветом. Это промзона, разделяющая центральную часть Екатеринбурга и спальные районы севера. Тех, кому подобные места кажутся неинтересными, отсылаю сразу к третьей части, в которой мы наконец-то доберёмся до дореволюционных районов города.

Карта


Район между линией Транссиба и УЗТМ-Эльмашем пустовал вплоть до начала Великой Отечественной войны. На этих территориях нарезались площадки для строительства заводов, но работы начать не успели. Осенью 1941 года сюда стали прибывать эшелоны с оборудованием и персоналом эвакуированных с запада предприятий. Станки зачастую устанавливали прямо под соснами и заводы с колёс начинали выдавать необходимую для фронта продукцию. Постепенно возводились цеха, административные и вспомогательные здания. Сформировался мощный промышленный район, протянувшийся от западной до восточной границы города. Такой концентрации промпредприятий нет ни в каком другом районе Екатеринбурга.

1. Начало следующего участка нашего маршрута - станция метро "Машиностроителей", находящаяся на углу проспекта Космонавтов и улицы Фронтовых Бригад. Станция имеет два выхода, на фото северный выход. На территории, где он расположен и далее к северу и востоку, в конце тридцатых годов появился барачный посёлок строителей Эльмаша. Позднее жилая застройка сместилась чуть дальше, бараки снесли, а на освободившемся месте в 1985 году построили корпуса педагогического института, ныне Уральский государственный педагогический университет (на фото не видны).


2. Улица Фронтовых Бригад. Ведёт вглубь Эльмаша. Жилая застройка (дома слева) появилась на ней только в последние годы, в основном вдоль неё располагаются промышленные предприятия, в том числе два из "большой тройки" эльмашевских заводов, УТЗ и УЭТМ. Их территория начинается сразу за четырёхэтажными гаражами, видными справа.


3. Напротив входа в метро, на нечётной стороне проспекта Космонавтов, находится одна из проходных УЗТМ. Основная территория Уралмаша протянулась далеко на запад. В прошлой части мы прошли вдоль восточной, самой короткой её стороны. Ныне слава завода осталась в прошлом, большая часть заводской территории, в том числе и примыкающая к этой проходной, сдаётся в аренду.


4. Осмотрелись по сторонам и идём по проспекту Космонавтов на юг, вот через этот горбатый мост через железнодорожную линию. Вдали, в створе улицы, сереет силуэт небоскрёба "Высоцкий", бывший "Антей-3". Отсюда до него 4,5 километра по прямой.


5. Вид с моста на запад. Екатеринбург не только промышленный, но и железнодорожный город. Главный ход Транссиба рассекает его пополам, и каждую половину опутывает сеть из множества других линий, идущих в разных направлениях. Это не только магистральные пути, но и всевозможные вспомогательные ветки, подъездные и заводские пути и т.д. На фото линия от станции Звезда до станции Калино́вка. Где находятся эти станции знает далеко не каждый екатеринбуржец, потому что по ним нет пассажирского движения. Полосатые трубы по центру кадра часто принимают за трубы Уралмаша. Именно их снимают туристы со смотровой площадки "Антея". На самом деле, это трубы Свердловской ТЭЦ, принадлежащей ТГК-9.


6. Свердловская ТЭЦ чуть крупнее.


7. А уралмашевские трубы грязнее, ниже и из центра города не видны. На фото металлургическое производство Уралмаша.


8. Металлургическое производство Уралмаша поближе. Именно с него начинался завод. Теперь всё стоит, по крайней мере дыма из этих труб я не видел уже лет семь-восемь.


9. За железнодорожной линией, на углу проспекта Космонавтов и улицы Турбинной находится второй, южный, вход на станцию метро "Машиностроителей".


10. Здесь линия метро смещается чуть западнее оси проспекта. Если мы хотим повторить её трассу в точности, то нам надо идти туда, куда указывает тупой угол указателя "Горшков". Но просто так там не пройти, помешают сплошные заборы, охрана с собаками и колючая проволока. Да и прямой проход есть не везде. В данном случае на нашем возможном пути находится Северный РЭС и электроподстанция.


11. Поэтому продолжим идти по проспекту Космонавтов, благо отклонение от оси метро небольшое, да и идти по широкому тротуару намного удобнее. Здание справа принадлежит Свердловэнерго МРСК Урала. Основную его часть арендует Екатеринбургэнергосбыт (ЕЭНС), организация, продающая электроэнергию потребителям на территории Екатеринбурга.


12. Вид проспекта Космонавтов на этом участке. Посредине трамвайные пути, слева и справа трёхрядные полосы для автомобильного движения.


13. Вначале осмотрим чётную сторону проспекта, вдоль которой более чем на полкилометра протянулась территория машиностроительного завода им.М.И.Калинина. На эту площадку завод № 8 (как он тогда назывался) прибыл осенью 1941 года из подмосковных Подлипок. Ранее эта территория предназначалась для завода тяжелого станкостроения. Но до войны строительство этого завода фактически не началось, а после войны на этом месте прочно обосновался ЗиК. Так Свердловск остался без своего станкостроения. Основная продукция ЗиКа в годы войны - 85-мм зенитная пушка 52-К. После войны завод переключился на выпуск более высокотехнологичной продукции - боевых средств (проще говоря, ракет) для зенитно-ракетных комплексов разных типов. В настоящее время это ЗРК С-300В. Интересно, что на территории, оставленной заводом в подмосковных Подлипках, в 1946 году разместилось некое ОКБ-1 во главе с инженером С.П.Королёвым. Выходит, что ракеты - это судьба завода :) Выпускает завод и мирную продукцию - погрузчики, подметально-уборочные машины и т.д. В советское время выпускался широкий набор товаров народного потребления: от светильников всевозможных форм и назначения до наборов мебели и детских конструкторов. С приходом рынка этот сегмент зачах. А ведь в начале девяностых у отечественных предприятий ещё сохранялась возможность конкурировать с теми же китайцами на потребительском рынке. Но никто не захотел этим заниматься. Чётная сторона проспекта Космонавтов (опять ракеты!) в шестидесятые годы была застроена заводом кирпичными корпусами однообразного вида, большая часть которых по нынешнему времени сдаётся в аренду.


14. Заводоуправление и главная проходная ЗиКа.


15. Доска на здании.


16. Ещё одна доска.


17. Мирная продукция завода.


18. Видимо, заводская оранжерея.


19. Северное трамвайное депо, административное здание.


20. Территория Северного трамвайного депо. Фото через закрытые ворота, поэтому неудачное. Виден служебный вагон в синей раскраске (у линейных вагонов она красно-жёлтая или красно-бежевая).


21. Возвращаемся на нечётную сторону проспекта Космонавтов. Здесь размещаются более мелкие предприятия. Переход к рынку оказался для некоторых из них фатальным. Одним из них оказался Свердловский механический завод, располагавшийся на углу Космонавтов-Артинской. В 1996 году его территория была передана компании "Пепсико-Холдингс", которая двумя годами позднее построила здесь завод по разливу своих напитков. Административный корпус завода, выходящий на проспект.


22. Внутренний двор завода, снятый сквозь решетку забора. Жёлтая симпатичная сталинка - это уже другая организация.


23. Далее к югу находится завод "Уралпластик". Создан в 1941 году на базе эвакуированного из Чеховского района Московской области завода пластмасс и ряда других предприятий. В годы войны выпускал эбонитовые детали для танков. В 1959 году первым в СССР начал выпуск полиэтиленовой пленки. Бешеной популярностью пользовались выпускаемые на заводе пластиковые пакеты с ручками и яркими рисунками. В СССР они были дефицитом, а вот в Свердловске нет. Ещё один популярный продукт завода - прозрачная клейкая плёнка. Школьники использовали её для оклейки книг и карт (ламинирования тогда ещё не знали), многократно повышая их живучесть. Ныне завод выпускает большой набор упаковочной плёнки для пищевых и непищевых продуктов, промышленную изоляцию, а также изоляционные материалы из вспененного полипропилена для строительных и прочих нужд. Недавно завод заключил договор с Роснано для производства упаковки с нанокомпозитами. Этот факт, конечно, говорит больше о пронырливости заводского руководства, чем об овладении какими-либо высокими технологиями, но за будущее завода, по крайней мере на ближайшие годы, можно не беспокоиться. Чего нельзя сказать о территории, которую ныне занимает "Уралпастик". Согласно генеральному плану развития Екатеринбурга, город должен деиндустриализироваться, превратиться из промышленного в финансовый, научный, культурный и т.п. центр региона. Основной способ решения этой задачи - вывод промышленных предприятий за городскую черту. Уже составлен список таких предприятий, куда, конечно, не входят гиганты типа Уралмаша или ЗиКа. С ними нужно разбираться отдельно. А вот "Уралпластик" в этот список попал. В 2007 году на окраине города Дегтярска, в 70-ти километрах от Екатеринбурга, начато строительство новых цехов, куда должно переехать предприятие, освободив свою площадку на проспекте Космонавтов. Кризис, видимо, затормозил стройку, потому что новостей о ходе строительства не было давно. Административный корпус "Уралпластика", скрывающийся от уличного шума за деревьями.


24. Мимо административного корпуса можно пройти вглубь территории. Ныне, согласно веяниям времени, на площадке завода обосновалось множество арендаторов, поэтому вход относительно свободный. Один из производственных корпусов.


25. Бывшее пожарное депо, где в своё время размещалась 5-я пожарная часть. В советские времена многие пожарные части были приписаны к предприятиям для того, чтобы оперативнее реагировать на возникновение пожара на опасном производстве. Такие части и финансировались из двух источников, кроме МВД ещё и из заводских средств. Поэтому, как правило, и оснащение у них было лучше. С наступлением рынка предприятия сбросили с себя эту нагрузку. Так произошло и с 5-й частью, позднее её выжили и из расположения. Часть переехала на угол Фронтовых Бригад-Шефской под крыло Уралтрансмаша.


26. Заводские здания, занятые арендаторами.


27. Продолжаем идти по проспекту Космонавтов к его началу. Завод горно-спасательного оборудования. Для меня стало приятной неожиданностью обнаружить, что предприятие еще живо.


28. Начало проспекта Космонавтов было застроено всевозможными складами, гаражами и прочими хозяйственными постройками. Ныне на их месте расположились автосалоны, торгующие автомобилями различных марок. Салон "Пежо".


29. Салон "Уральские автомобили". Торгует целым набором автомобилей ходовых марок.


30. Противоположная сторона проспекта таже оккупирована автосалонами. Салон "АЦ-Космонавтов" (Ауди).


31. Салон "Авто-Лидер" (Хундаи).


32. Вот мы и дошли до начала проспекта Космонавтов. Вдали видна въездная стела "Орджоникидзевский район". Ещё один топографический парадокс - стела стоит на территории Железнодорожного района. Орджоникидзевскому району здесь принадлежит лишь чётная сторона проспекта до пересечения с улицей Кислородной (поворот, который видно слева на фото). За стелой - путепровод, по которому проходят пути Транссиба. Закончилось наше путешествие по советскому Свердловску, мы вышли на границу дореволюционного Екатеринбурга.


33. Щёлкнем пальцами и телепортируемся в район железнодорожного вокзала. Это чуть западнее от пути, который мы проделали по проспекту Космонавтов и именно здесь проходит линия метро. Следующая станция, "Уральская", находится прямо за старым вокзалом Екатеринбурга. Здание построено в 1878 году по проекту петербургского архитектора П.П.Шрейбера в псевдорусском стиле. Вокзал появился в связи со строительством Горнозаводской железной дороги, соединившей Пермь и Екатеринбург. Ни о каком Транссибе в те времена и речи не было. Здание исправно выполняло свои функции до 1914 года, когда в Екатеринбурге был построен новый вокзал, а старый стал использоваться как воинский. В 2003 году старый вокзал был реконструирован, с тех пор здесь размещается музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Вид здания со стороны путей.


34. Оглядимся по сторонам. К востоку от старого вокзала протянулся целый комплекс зданий. Справа налево: 1) багажная контора станции Екатеринбург-Пассажирский. Новодел 2010 года на месте старого дореволюционного здания. Стилизован "под старину". Не могу сказать насколько он напоминает оригинал, я наблюдал только развалины и фото старого здания не нашёл. Считается одной из самых безвкусных подделок "под старину" в современном Екатеринбурге. Борется за первое место с резиденцией полпреда Президента в УрФО. 2) Новый корпус железнодорожного вокзала станции Екатеринбург-Пассажирский. Часть масштабного, но не воплотившегося полностью, проекта восьмидесятых-девяностых годов прошлого века. Первоначально планировалось построить по такому корпусу по обеим сторонам основного здания вокзала, а также построить конкорс и навесы над путями. Но сумели построить только один корпус. Может быть и правильно, вид этого здания уныл чуть более, чем полностью. Слева от корпуса виден жёлтый кусочек основного здания екатеринбургского вокзала.


35. Станция Екатеринбург-Пассажирский, вид на восток.


В следующей части пройдём от железнодорожного вокзала до центра Екатеринбурга.

III. От "Уральской" до "Площади 1905 года".
Tags: Екатеринбург, Проспект Космонавтов, Свердловская область, Уралмаш, Эльмаш, улицы, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments