Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Ярославль, июль 2016. Столица Золотого кольца.

Ярославль - город очень комфортный для туристического посещения. Речь, в данном случае, не об уровне сервиса или городского благоустройства, а, прежде всего, о том, что поездку туда не нужно как-то обосновывать. Не секрет, что перед поездкой в почти любой российский город нужно ответить для себя на вопрос "А зачем, собственно, туда ехать?". Нужно сделать некое интеллектуальное и психологическое усилие: припомнить хотя бы пару фактов из местной истории, составить список достопримечательностей, преодолеть удивление от факта, что "это" считается достопримечательностью, прикинуть насколько поездка интересна для тебя (и твоих попутчиков) и как она повлияет на твоё душевное равновесие. В этом отношении, поездка в Ярославль почти так же безопасна как поездка в Питер - туда можно ехать, не задумываясь о последствиях, предварительной подготовки не требуется, гулять по городу (точнее, по центру города) можно совершенно свободно, не придерживаясь никаких маршрутов и рекомендаций, везде можно увидеть что-то интересное и получить в итоге ту порцию впечатлений, которая покроет возможные разочарования.

С другой стороны, если от поездки в Питер впечатления останутся надолго, может быть на всю жизнь, то детали поездки в Ярославль, скорее всего, забудутся уже через месяц-два. Останется хорошее настроение, осознание того, что съездил не зря, а вот вспомнить, что же конкретно ты там увидел, не получится. Ну, церкви, ну, какие-то старинные здания, а что за церкви и здания - хз. Парадокс, но при количестве достопримечательностей на единицу площади сравнимом с питерским, вспомнить по возвращении нечего. В Ярославле много хорошей архитектуры, но нет архитектурного символа, известного за пределами города. Отсутствует привязка зданий и мест к ярким событиям в истории города и страны. Ярославль - один их древнейших городов России, имеет тысячелетнюю историю, но эта история ровная как стол, без интриги и сенсаций. Вернее, сенсации-то есть, но известны лишь специалистам. А для широких туристических масс Ярославль - это город абстрактной старины, где можно погулять по красивым улицам, закупиться сувенирами и уехать с чувством глубокого удовлетворения. Эдакая модель успешного туристического объекта по стандартам нынешней России.

1. Памятник Ярославу Мудрому, легендарному основателю города. С недавних пор - один из немногочисленных кандидатов на символ Ярославля, впрочем, получивший известность лишь после помещения его изображения на 1000-рублёвой купюре. Открыт в 1993 году, скульпторы Н.И. Комова, А.Р. Бобович. Стоит на площади Богоявления (бывш. Подбельского) напротив Спасо-Преображенского монастыря.


2. Разумеется, говоря о туристах, я не имею ввиду профессиональных путешественников, типа varandejВарандея. С ними как раз проблем нет, они в любой дыре найдут массу интересного. Ярославль к дырам не относится, поэтому привлекает народ нормальный, т.е. привыкший считать достопримечательностями то, о чём пишут путеводители с цветными картинками и к чему можно добраться быстро и с максимальным комфортом. Иногда решающим аргументом может служить даже не наличие интересных памятников как таковое, а то, что центр Ярославля внесён в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО. Совсем как во Флоренции. Значит, надо ехать смотреть. Народ и едет, причём много и охотно. Тем удивительнее было узнать, что согласно Национальному туристическому рейтингу 2016 года Ярославль опустился ниже Екатеринбурга. Некоторые, в том числе профессионалы турбизнеса, забили тревогу, мол, турист теряет интерес к Ярославлю. На мой взгляд, тревожиться не о чем. Падение объясняется "вывертами статистики", когда один или несколько второстепенных, не имеющих прямого отношения к делу, показателей, влияют на общий результат. Во всяком случае, картин, подобных той, что на фото ниже, Екатеринбург никогда не видел и думаю, несмотря на весь мой местечковый патриотизм, не увидит.


3. И таких тоже. Китайцев у нас много, но интересы у них в Екатеринбурге другие.


4. Если узнаваемых символов нет, их нужно создать. Медведь - ещё один кандидат на олицетворение ярославской идентичности. Может реветь по расписанию, чем вызывает восторг у детей и взрослых. По уровню узнаваемости, конечно, проигрывает Ярославу (у того уж слишком значительная фора), но по популярности явно опережает.


5. Ярославль сам себя назначил столицей Золотого кольца. Многие, к примеру, жители Владимира, с этим в корне не согласны, но, как говорил Димедрол, отец Эффералгана, момент категорически упущен, кто первый встал - того и тапки. Монументальные знаки, расставленные по всему центру, не дают забыть об этом гостям и жителям города. Для жителей, должно быть, этот сигнал куда актуальнее, он должен формировать правильный настрой и образ мыслей. Это куда более уверенная попытка формулирования региональной идентичности, чем представленная выше. Главное тут правильно определить приоритеты и проявлять решимость при их защите. Иначе можно легко повестись на дешёвку.


6. Вот как в этом случае. Ярославцам показалось, что быть столицей Золотого кольца слишком мало. Звучит хоть и солидно, но как-то расплывчато, даже двусмысленно. Кто сказал - дача Надежды Кадышевой? Турист любит вещи конкретные, причём знакомые, то, к чему привык с детства. А что может быть привлекательнее ностальгии по детству? Правда, наглые соседи подсуетились - Великий Устюг захапал себе Деда Мороза, а Кострома приватизировала Снегурочку. Пришлось подобрать то, что осталось. В Ярославле решили сделать у себя резиденцию Масленицы. Вы только вчитайтесь (а лучше вслушайтесь) в это словосочетание - "резиденция Масленицы". Кто-то явно пересмотрел армянских мультфильмов. Да и без армянского коньяка, думаю, тут не обошлось.


7. А вот и резиденция, где проживает этот самый ярославский Масленица. Организаторы лихо выдают этот колхозный евроремонт за отреставрированную рубленую усадьбу, построенную в 1913 году в честь визита в город Николая II. Не знаю, повлиял ли этот гениальный маркетинговый ход на посещаемость - при нас резиденция пустовала.


8. Нахальство, с которым ярославцы пытаются по максимуму использовать туристический потенциал города, даже вызывает некоторое уважение. Вспоминаются дореволюционные ярославские купцы, славившиеся умением выдоить клиента до копейки. Видимо, в городе решено возродить эту традицию. Образ царя Ивана IV, точнее персонажа фильма в исполнении Юрия Яковлева, успешно эксплуатируется в Ростове, где фильм снимался. Почему бы не использовать его для привлечения клиентов и в Ярославле? Область-то одна. Пафосный ресторан с портретом популярного киногероя и стрельцами на страже.


9. На крыльце дьяк читает царский указ.


10. Забавные фигуры, выставленные у дверей ресторанов и пивных, это, судя по всему, чисто ярославская фишка. В Вологде и Костроме мы такого не видели. Здесь же их очень много, можно без труда насобирать материала на целый пост. Гулять по городу становится заметно веселее.


11. Фигуры разные по материалу и качеству исполнения, от обычных картонных силуэтов до объёмных многофигурных композиций. А это настоящий памятник героям фильма "Афоня", который (а я этого, к своему стыду, не знал) снимался в Ярославле. По совместительству он выполняет ту же роль, что и фигуры, показанные выше - привлекает посетителей в пивную.


12. Пивная называется так же как фильм и его главный герой. Она является тематической и культовой в определённых кругах, мы прочитали о ней много хвалебных отзывов и тоже решили заглянуть.


13. Оформление интерьера стилизовано под советскую забегаловку, удачное настолько, насколько это возможно в современных условиях. Конечно, это абсолютно попсовое заведение и поклонники стиля "днище", скорее всего, будут недовольны, но на мой взгляд, попытка создать атмосферу удалась. Надпись "Ремонт" на двери туалета компенсирует даже явный анахронизм в виде холодильника с напитками.


14. Барная стойка. Основной контингент заведения - это, конечно, туристы и сотрудники ближних офисов.


15. Закуски. Тут всё максимально честно - варёные яйца, бутерброды со слегка заветрившейся колбасой, жареная рыба. Всё тёплое и ламповое.


16. Пиво, как и положено, в ассортименте только одно, но хорошее, после многочасовой прогулки по жаре идёт отлично. К пиву прилагаются замечательные гренки, которые нам так понравились, что мы взяли порцию с собой. Короче, будете в Ярославле - посетите "Афоню".


17. Близкое соседство с Москвой в Ярославле ощущается довольно сильно. По выходным город заполняют автомобили с московскими номерами - помимо культурной программы, москвичей привлекают низкие по сравнению со столицей цены в сочетании с относительно неплохим уровнем сервиса. Ездят не просто побухать, но и отметить важные события в жизни, например, отпраздновать свадьбу в Ярославле стоит в несколько раз дешевле, чем в Москве. Московская и подмосковная продукция почти полностью заполнила ярославские магазины, чтобы найти что-то местное, нужно приложить немало усилий (это касается в первую очередь продуктов). Сильны московские традиции и в местной архитектуре, вплоть до прямого цитирования.


18. А вот таких персонажей немного (что, кстати, весьма облегчает пешие прогулки). Всё-таки Ярославль город простой, рабочий, и развлечения у местного населения несколько иные. Встретить в центре города ранним утром загулявшую накануне компанию специфической внешности с полторашками пива в руках - как два пальца об асфальт.


19. Не устаю повторять, что главной достопримечательностью волжских городов является сама великая русская река. Несмотря на то, что Ярославль стоит на верхней Волге, в этих местах река уже принимает ожидаемый размах и здешние виды становятся классическими волжскими видами. Для просмотра картинки используйте ползунок внизу.


20. Речной вокзал Ярославля представляет собой неплохой образец позднесоветского модернизма. Проект разработан в Ленгипроречтрансе авторским коллективом под руководством Т. П. Садовского. Та часть комплекса, что изображена на фото, построена, если мне не изменяет память, в 1976 году. В постсоветское время ярославский речной вокзал повторил судьбу всех речных вокзалов России - по прямому назначению ныне используется лишь ничтожная часть здания, основные площади сдаются в аренду различным организациям, не имеющим отношения к речному транспорту.


21. Эта часть комплекса с рестораном построена в 1984 году. Её изюминкой является башня в часами.


22. Набережная Ярославля - одна из красивейших волжских набережных. Это не удивительно, ведь в Ярославле раньше всех осознали ценность Волги для городской среды и одними из первых начали разворот города лицом к реке. Перепланировка городских кварталов с целенаправленной застройкой, выходящей к воде, и строительство набережной начались ещё в двадцатых годах XIX века. Процесс этот оказался не простым, и свой нынешний вид набережная приобрела только в 1960-х годах. Ныне она располагается на двух (кое-где на трёх) уровнях и имеет длину 2,8 километра.


23. А вот прогулка по воде в Ярославле сильно разочарует тех, кто собрался посмотреть на город с Волги. Города с воды не видно. Этому мешает, во-первых, плоский рельеф, начисто скрадываемый высокой береговой кромкой. А во-вторых, и в главных, густые насаждения, которые наглухо закрывают всё, что талантливые ярославские архитекторы старательно строили на берегу в течение двух веков. Если вы не поклонник водных прогулок как таковых, то не советую тратить на это время и деньги. Ничего, кроме зарослей, вы не увидете. Даже в Перми прогулка по Каме куда интереснее.


24. Единственное красивое место, которое прогулочный корабль проходит в конце маршрута - Свято-Введенский Толгский монастырь, основанный в XIV веке. С воды выглядит потрясающе. Может служить заменой отсутствующего в Ярославле Кремля.


25. Вот пример конфликта деревьев и архитектуры. Великолепное здание 1861 года постройки в псевдорусском стиле, до революции женское училище духовного ведомства, а ныне Управление Северной железной дороги. Когда-то оно великолепно смотрелось с воды, что подтверждают старые фотографии, начиная с XIX века и заканчивая брежневским временем. Сейчас этот вид полностью перекрыл плотный ряд деревьев (на фото справа). Думаю, что их необходимо убрать. В крайнем случае, на их месте можно высадить молодые деревца, и пока они будут подрастать, Ярославль будет иметь интересный объект для водных экскурсий.


26. Типа смотровая площадка - любоваться на шевелящиеся перед носом листья. На заднем плане хорошо видно как деревья закрывают всю застройку набережной для обзора с воды.


27. Однако, основное за чем едут в Ярославль, это старина. Она здесь такая, которую ожидает увидеть турист - кондовая, допетровская, белокаменная. Хотя и довольно однообразная, представленная, в основном, церквями и монастырями. Зато их так много, что к концу второго дня от них начинаешь уставать. Все они, разумеется, красивы, но похожи друг на друга до степени смешения. В полной мере оценить их ценность способен лишь человек, имеющий искусствоведческое образование. Простому туристу остаётся верить на слово и кивать с умным видом. А о том, чтобы запомнить названия, все эти многочисленные Богоявленские, Вознесенские, Ильинские, Никольские храмы, и речи не идёт. Хорошо, что есть Викимапия и ДубльГИС, там можно навести справки, если вдруг возникнет такое желание.


28. Церкви в Ярославле стоят буквально везде. По-моему, это самый насыщенный церквями город России. Даже в Питере столько нет, или, по крайней мере, не так заметно. На любой крупной улице в исторической части города обязательно будет церковь.


29. Идёшь спокойно мимо обкома, а впереди церковь.


30. Иногда они обнаруживаются в довольно неожиданных местах. Заходишь во двор конструктивистского жилого комплекса - а там церковь.


31. Впрочем, в реестр ЮНЕСКО исторический центр Ярославля внесён вовсе не из-за церквей, а как образец градостроительного искусства XVIII века. Он спланирован и застроен по регулярному плану, основанному на принципах классицизма: центральная площадь с комплексом зданий органов власти, от которой по радиусам отходят улицы, перспективу которых замыкают значимые памятники старины. Застройка улиц двух-трёх-этажная, размеренная, без ярко выраженных разрывов и доминант. Улицы широкие, озеленённые, как правило начинаются или заканчиваются на площадях. Застройка сохранила целостность, новые здания построены с учётом окружения и не вносят в общую картину архитектурно-эстетического диссонанса. Центр Ярославля можно смело снимать в кино (кстати, и снимают), а прогулки по этим улицам доставляют немалое удовольствие.


32. Навести бы порядок с вывесками и рекламой, и было бы совсем шикарно.


33. Большинство туристов осмотром губернского центра и ограничивается, но для фанатов советской архитектуры Ярославль приготовил много сюрпризов. Здесь отлично представлен конструктивизм, объектов немного, но они интересные. К примеру, имеются здания, построенные в первой половине 1920-х годов в стиле рационального (функционального) модерна - прямого предшественника конструктивизма или, как его иногда называют, протоконструктивизма. В Екатеринбурге такого почти нет. На фото не протоконструктивизм :)


34. Собрал о ярославском конструктивизме достаточно много материала, хотя самого интересного - посёлка фабрики "Красный Перекоп", не увидел. Ну, будет повод посетить Ярославль ещё раз.


35.


36. В Ярославле присутствует очень мощный пласт сталинского неоклассицизма. Отдельные объекты по своему масштабу и выразительности вполне сравнимы с минским высоким сталиансом. Будет пост и об этом.


37.


38. Позднесоветской застройки в центре Ярославля немного, а в спальные районы мне выбраться не удалось. Но, если попадалось что-то интересное по дороге, то считал нужным это зафиксировать. На отдельный пост не набралось, поэтому выкладываю это здесь. Надеюсь, это поможет создать более полное представление о городе. Вот, к примеру, здание Ярославского областного архива. В советской архитектуре сложился особый поджанр "архивные здания". Среди этих сугубо функциональных объектов попадаются очень интересные экземпляры.


39. Автовокзал на Московском проспекте. Он и несколько следующих кадров, сделанных вокруг него, будут в этом посте отдуваться за всю позднесоветскую застройку Ярославля. Построен в 1963 году по типовому проекту, нынешний вид получил после реконструкции в 2003 году.


40. 14-этажка напротив автовокзала, выполненная явно по индивидуальному проекту. Обратите внимание на балконы-галереи, придающие зданию южный вид.


41. Московский проспект, вид в сторону выезда из города. Всё, что возможно, огорожено заборами. Думаю, это неспроста.


42. Вид в сторону центра города.


43. А это уже представитель постсоветской архитектуры, если это можно так назвать. Новостроек в Ярославле я видел мало. Возможно, это связано с историческим статусом центра города, который стараются по возможности щадить, а в других районах я не был, поэтому у меня могло сложиться однобокое представление.


44. Итак, примерный план рассказа о Ярославле будет таков: Рубленый город - место основания Ярославля и туристическая попса, Спасо-Преображенский монастырь, губернский центр, ярославский конструктивизм и ярославский сталианс. Надеюсь, будет интересно.


Спасибо за внимание!
Tags: Ярославль, Ярославская область, города, поездки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments