Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Ярославль, июль 2016. Столица Золотого кольца.

Ярославль - город очень комфортный для туристического посещения. Речь, в данном случае, не об уровне сервиса или городского благоустройства, а, прежде всего, о том, что поездку туда не нужно как-то обосновывать. Не секрет, что перед поездкой в почти любой российский город нужно ответить для себя на вопрос "А зачем, собственно, туда ехать?". Нужно сделать некое интеллектуальное и психологическое усилие: припомнить хотя бы пару фактов из местной истории, составить список достопримечательностей, преодолеть удивление от факта, что "это" считается достопримечательностью, прикинуть насколько поездка интересна для тебя (и твоих попутчиков) и как она повлияет на твоё душевное равновесие. В этом отношении, поездка в Ярославль почти так же безопасна как поездка в Питер - туда можно ехать, не задумываясь о последствиях, предварительной подготовки не требуется, гулять по городу (точнее, по центру города) можно совершенно свободно, не придерживаясь никаких маршрутов и рекомендаций, везде можно увидеть что-то интересное и получить в итоге ту порцию впечатлений, которая покроет возможные разочарования.

С другой стороны, если от поездки в Питер впечатления останутся надолго, может быть на всю жизнь, то детали поездки в Ярославль, скорее всего, забудутся уже через месяц-два. Останется хорошее настроение, осознание того, что съездил не зря, а вот вспомнить, что же конкретно ты там увидел, не получится. Ну, церкви, ну, какие-то старинные здания, а что за церкви и здания - хз. Парадокс, но при количестве достопримечательностей на единицу площади сравнимом с питерским, вспомнить по возвращении нечего. В Ярославле много хорошей архитектуры, но нет архитектурного символа, известного за пределами города. Отсутствует привязка зданий и мест к ярким событиям в истории города и страны. Ярославль - один их древнейших городов России, имеет тысячелетнюю историю, но эта история ровная как стол, без интриги и сенсаций. Вернее, сенсации-то есть, но известны лишь специалистам. А для широких туристических масс Ярославль - это город абстрактной старины, где можно погулять по красивым улицам, закупиться сувенирами и уехать с чувством глубокого удовлетворения. Эдакая модель успешного туристического объекта по стандартам нынешней России.

1. Памятник Ярославу Мудрому, легендарному основателю города. С недавних пор - один из немногочисленных кандидатов на символ Ярославля, впрочем, получивший известность лишь после помещения его изображения на 1000-рублёвой купюре. Открыт в 1993 году, скульпторы Н.И. Комова, А.Р. Бобович. Стоит на площади Богоявления (бывш. Подбельского) напротив Спасо-Преображенского монастыря.


2. Разумеется, говоря о туристах, я не имею ввиду профессиональных путешественников, типа varandejВарандея. С ними как раз проблем нет, они в любой дыре найдут массу интересного. Ярославль к дырам не относится, поэтому привлекает народ нормальный, т.е. привыкший считать достопримечательностями то, о чём пишут путеводители с цветными картинками и к чему можно добраться быстро и с максимальным комфортом. Иногда решающим аргументом может служить даже не наличие интересных памятников как таковое, а то, что центр Ярославля внесён в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО. Совсем как во Флоренции. Значит, надо ехать смотреть. Народ и едет, причём много и охотно. Тем удивительнее было узнать, что согласно Национальному туристическому рейтингу 2016 года Ярославль опустился ниже Екатеринбурга. Некоторые, в том числе профессионалы турбизнеса, забили тревогу, мол, турист теряет интерес к Ярославлю. На мой взгляд, тревожиться не о чем. Падение объясняется "вывертами статистики", когда один или несколько второстепенных, не имеющих прямого отношения к делу, показателей, влияют на общий результат. Во всяком случае, картин, подобных той, что на фото ниже, Екатеринбург никогда не видел и думаю, несмотря на весь мой местечковый патриотизм, не увидит.


3. И таких тоже. Китайцев у нас много, но интересы у них в Екатеринбурге другие.


4. Если узнаваемых символов нет, их нужно создать. Медведь - ещё один кандидат на олицетворение ярославской идентичности. Может реветь по расписанию, чем вызывает восторг у детей и взрослых. По уровню узнаваемости, конечно, проигрывает Ярославу (у того уж слишком значительная фора), но по популярности явно опережает.


5. Ярославль сам себя назначил столицей Золотого кольца. Многие, к примеру, жители Владимира, с этим в корне не согласны, но, как говорил Димедрол, отец Эффералгана, момент категорически упущен, кто первый встал - того и тапки. Монументальные знаки, расставленные по всему центру, не дают забыть об этом гостям и жителям города. Для жителей, должно быть, этот сигнал куда актуальнее, он должен формировать правильный настрой и образ мыслей. Это куда более уверенная попытка формулирования региональной идентичности, чем представленная выше. Главное тут правильно определить приоритеты и проявлять решимость при их защите. Иначе можно легко повестись на дешёвку.


6. Вот как в этом случае. Ярославцам показалось, что быть столицей Золотого кольца слишком мало. Звучит хоть и солидно, но как-то расплывчато, даже двусмысленно. Кто сказал - дача Надежды Кадышевой? Турист любит вещи конкретные, причём знакомые, то, к чему привык с детства. А что может быть привлекательнее ностальгии по детству? Правда, наглые соседи подсуетились - Великий Устюг захапал себе Деда Мороза, а Кострома приватизировала Снегурочку. Пришлось подобрать то, что осталось. В Ярославле решили сделать у себя резиденцию Масленицы. Вы только вчитайтесь (а лучше вслушайтесь) в это словосочетание - "резиденция Масленицы". Кто-то явно пересмотрел армянских мультфильмов. Да и без армянского коньяка, думаю, тут не обошлось.


7. А вот и резиденция, где проживает этот самый ярославский Масленица. Организаторы лихо выдают этот колхозный евроремонт за отреставрированную рубленую усадьбу, построенную в 1913 году в честь визита в город Николая II. Не знаю, повлиял ли этот гениальный маркетинговый ход на посещаемость - при нас резиденция пустовала.


8. Нахальство, с которым ярославцы пытаются по максимуму использовать туристический потенциал города, даже вызывает некоторое уважение. Вспоминаются дореволюционные ярославские купцы, славившиеся умением выдоить клиента до копейки. Видимо, в городе решено возродить эту традицию. Образ царя Ивана IV, точнее персонажа фильма в исполнении Юрия Яковлева, успешно эксплуатируется в Ростове, где фильм снимался. Почему бы не использовать его для привлечения клиентов и в Ярославле? Область-то одна. Пафосный ресторан с портретом популярного киногероя и стрельцами на страже.


9. На крыльце дьяк читает царский указ.


10. Забавные фигуры, выставленные у дверей ресторанов и пивных, это, судя по всему, чисто ярославская фишка. В Вологде и Костроме мы такого не видели. Здесь же их очень много, можно без труда насобирать материала на целый пост. Гулять по городу становится заметно веселее.


11. Фигуры разные по материалу и качеству исполнения, от обычных картонных силуэтов до объёмных многофигурных композиций. А это настоящий памятник героям фильма "Афоня", который (а я этого, к своему стыду, не знал) снимался в Ярославле. По совместительству он выполняет ту же роль, что и фигуры, показанные выше - привлекает посетителей в пивную.


12. Пивная называется так же как фильм и его главный герой. Она является тематической и культовой в определённых кругах, мы прочитали о ней много хвалебных отзывов и тоже решили заглянуть.


13. Оформление интерьера стилизовано под советскую забегаловку, удачное настолько, насколько это возможно в современных условиях. Конечно, это абсолютно попсовое заведение и поклонники стиля "днище", скорее всего, будут недовольны, но на мой взгляд, попытка создать атмосферу удалась. Надпись "Ремонт" на двери туалета компенсирует даже явный анахронизм в виде холодильника с напитками.


14. Барная стойка. Основной контингент заведения - это, конечно, туристы и сотрудники ближних офисов.


15. Закуски. Тут всё максимально честно - варёные яйца, бутерброды со слегка заветрившейся колбасой, жареная рыба. Всё тёплое и ламповое.


16. Пиво, как и положено, в ассортименте только одно, но хорошее, после многочасовой прогулки по жаре идёт отлично. К пиву прилагаются замечательные гренки, которые нам так понравились, что мы взяли порцию с собой. Короче, будете в Ярославле - посетите "Афоню".


17. Близкое соседство с Москвой в Ярославле ощущается довольно сильно. По выходным город заполняют автомобили с московскими номерами - помимо культурной программы, москвичей привлекают низкие по сравнению со столицей цены в сочетании с относительно неплохим уровнем сервиса. Ездят не просто побухать, но и отметить важные события в жизни, например, отпраздновать свадьбу в Ярославле стоит в несколько раз дешевле, чем в Москве. Московская и подмосковная продукция почти полностью заполнила ярославские магазины, чтобы найти что-то местное, нужно приложить немало усилий (это касается в первую очередь продуктов). Сильны московские традиции и в местной архитектуре, вплоть до прямого цитирования.


18. А вот таких персонажей немного (что, кстати, весьма облегчает пешие прогулки). Всё-таки Ярославль город простой, рабочий, и развлечения у местного населения несколько иные. Встретить в центре города ранним утром загулявшую накануне компанию специфической внешности с полторашками пива в руках - как два пальца об асфальт.


19. Не устаю повторять, что главной достопримечательностью волжских городов является сама великая русская река. Несмотря на то, что Ярославль стоит на верхней Волге, в этих местах река уже принимает ожидаемый размах и здешние виды становятся классическими волжскими видами. Для просмотра картинки используйте ползунок внизу.


20. Речной вокзал Ярославля представляет собой неплохой образец позднесоветского модернизма. Проект разработан в Ленгипроречтрансе авторским коллективом под руководством Т. П. Садовского. Та часть комплекса, что изображена на фото, построена, если мне не изменяет память, в 1976 году. В постсоветское время ярославский речной вокзал повторил судьбу всех речных вокзалов России - по прямому назначению ныне используется лишь ничтожная часть здания, основные площади сдаются в аренду различным организациям, не имеющим отношения к речному транспорту.


21. Эта часть комплекса с рестораном построена в 1984 году. Её изюминкой является башня в часами.


22. Набережная Ярославля - одна из красивейших волжских набережных. Это не удивительно, ведь в Ярославле раньше всех осознали ценность Волги для городской среды и одними из первых начали разворот города лицом к реке. Перепланировка городских кварталов с целенаправленной застройкой, выходящей к воде, и строительство набережной начались ещё в двадцатых годах XIX века. Процесс этот оказался не простым, и свой нынешний вид набережная приобрела только в 1960-х годах. Ныне она располагается на двух (кое-где на трёх) уровнях и имеет длину 2,8 километра.


23. А вот прогулка по воде в Ярославле сильно разочарует тех, кто собрался посмотреть на город с Волги. Города с воды не видно. Этому мешает, во-первых, плоский рельеф, начисто скрадываемый высокой береговой кромкой. А во-вторых, и в главных, густые насаждения, которые наглухо закрывают всё, что талантливые ярославские архитекторы старательно строили на берегу в течение двух веков. Если вы не поклонник водных прогулок как таковых, то не советую тратить на это время и деньги. Ничего, кроме зарослей, вы не увидете. Даже в Перми прогулка по Каме куда интереснее.


24. Единственное красивое место, которое прогулочный корабль проходит в конце маршрута - Свято-Введенский Толгский монастырь, основанный в XIV веке. С воды выглядит потрясающе. Может служить заменой отсутствующего в Ярославле Кремля.


25. Вот пример конфликта деревьев и архитектуры. Великолепное здание 1861 года постройки в псевдорусском стиле, до революции женское училище духовного ведомства, а ныне Управление Северной железной дороги. Когда-то оно великолепно смотрелось с воды, что подтверждают старые фотографии, начиная с XIX века и заканчивая брежневским временем. Сейчас этот вид полностью перекрыл плотный ряд деревьев (на фото справа). Думаю, что их необходимо убрать. В крайнем случае, на их месте можно высадить молодые деревца, и пока они будут подрастать, Ярославль будет иметь интересный объект для водных экскурсий.


26. Типа смотровая площадка - любоваться на шевелящиеся перед носом листья. На заднем плане хорошо видно как деревья закрывают всю застройку набережной для обзора с воды.


27. Однако, основное за чем едут в Ярославль, это старина. Она здесь такая, которую ожидает увидеть турист - кондовая, допетровская, белокаменная. Хотя и довольно однообразная, представленная, в основном, церквями и монастырями. Зато их так много, что к концу второго дня от них начинаешь уставать. Все они, разумеется, красивы, но похожи друг на друга до степени смешения. В полной мере оценить их ценность способен лишь человек, имеющий искусствоведческое образование. Простому туристу остаётся верить на слово и кивать с умным видом. А о том, чтобы запомнить названия, все эти многочисленные Богоявленские, Вознесенские, Ильинские, Никольские храмы, и речи не идёт. Хорошо, что есть Викимапия и ДубльГИС, там можно навести справки, если вдруг возникнет такое желание.


28. Церкви в Ярославле стоят буквально везде. По-моему, это самый насыщенный церквями город России. Даже в Питере столько нет, или, по крайней мере, не так заметно. На любой крупной улице в исторической части города обязательно будет церковь.


29. Идёшь спокойно мимо обкома, а впереди церковь.


30. Иногда они обнаруживаются в довольно неожиданных местах. Заходишь во двор конструктивистского жилого комплекса - а там церковь.


31. Впрочем, в реестр ЮНЕСКО исторический центр Ярославля внесён вовсе не из-за церквей, а как образец градостроительного искусства XVIII века. Он спланирован и застроен по регулярному плану, основанному на принципах классицизма: центральная площадь с комплексом зданий органов власти, от которой по радиусам отходят улицы, перспективу которых замыкают значимые памятники старины. Застройка улиц двух-трёх-этажная, размеренная, без ярко выраженных разрывов и доминант. Улицы широкие, озеленённые, как правило начинаются или заканчиваются на площадях. Застройка сохранила целостность, новые здания построены с учётом окружения и не вносят в общую картину архитектурно-эстетического диссонанса. Центр Ярославля можно смело снимать в кино (кстати, и снимают), а прогулки по этим улицам доставляют немалое удовольствие.


32. Навести бы порядок с вывесками и рекламой, и было бы совсем шикарно.


33. Большинство туристов осмотром губернского центра и ограничивается, но для фанатов советской архитектуры Ярославль приготовил много сюрпризов. Здесь отлично представлен конструктивизм, объектов немного, но они интересные. К примеру, имеются здания, построенные в первой половине 1920-х годов в стиле рационального (функционального) модерна - прямого предшественника конструктивизма или, как его иногда называют, протоконструктивизма. В Екатеринбурге такого почти нет. На фото не протоконструктивизм :)


34. Собрал о ярославском конструктивизме достаточно много материала, хотя самого интересного - посёлка фабрики "Красный Перекоп", не увидел. Ну, будет повод посетить Ярославль ещё раз.


35.


36. В Ярославле присутствует очень мощный пласт сталинского неоклассицизма. Отдельные объекты по своему масштабу и выразительности вполне сравнимы с минским высоким сталиансом. Будет пост и об этом.


37.


38. Позднесоветской застройки в центре Ярославля немного, а в спальные районы мне выбраться не удалось. Но, если попадалось что-то интересное по дороге, то считал нужным это зафиксировать. На отдельный пост не набралось, поэтому выкладываю это здесь. Надеюсь, это поможет создать более полное представление о городе. Вот, к примеру, здание Ярославского областного архива. В советской архитектуре сложился особый поджанр "архивные здания". Среди этих сугубо функциональных объектов попадаются очень интересные экземпляры.


39. Автовокзал на Московском проспекте. Он и несколько следующих кадров, сделанных вокруг него, будут в этом посте отдуваться за всю позднесоветскую застройку Ярославля. Построен в 1963 году по типовому проекту, нынешний вид получил после реконструкции в 2003 году.


40. 14-этажка напротив автовокзала, выполненная явно по индивидуальному проекту. Обратите внимание на балконы-галереи, придающие зданию южный вид.


41. Московский проспект, вид в сторону выезда из города. Всё, что возможно, огорожено заборами. Думаю, это неспроста.


42. Вид в сторону центра города.


43. А это уже представитель постсоветской архитектуры, если это можно так назвать. Новостроек в Ярославле я видел мало. Возможно, это связано с историческим статусом центра города, который стараются по возможности щадить, а в других районах я не был, поэтому у меня могло сложиться однобокое представление.


44. Итак, примерный план рассказа о Ярославле будет таков: Рубленый город - место основания Ярославля и туристическая попса, Спасо-Преображенский монастырь, губернский центр, ярославский конструктивизм и ярославский сталианс. Надеюсь, будет интересно.


Спасибо за внимание!
Tags: Ярославль, Ярославская область, города, поездки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments