Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

От Екатеринбурга I-го к Екатеринбургу II-му. Участок Транссиба в пределах города.

Осмотрев станцию Екатеринбург-Пассажирский, посвятим ещё немного времени железнодорожной составляющей нашего города. Как я уже говорил, станция Екатеринбург-Пассажирский появилась в 1878 году и была конечной на линии Горнозаводской железной дороги. Уже тогда планировалось продолжение этой линии до Тюмени, и единственную пока станцию заранее назвали Екатеринбург I. В 1885 году эти планы были наконец осуществлены и на восточной окраине города появилась станция Екатеринбург II. Начиная с 1920-х годов участок между этими станциями является частью главного хода Транссиба. Этот пост посвящён обзору этого участка.

От Екатеринбурга-Пассажирского (б. Екатеринбург I) до станции Шарта́ш (б. Екатеринбург II) меньше пяти километров. Когда-то эта линия проходила по окраине, но затем город разросся и ныне одна из самых оживлённых и загруженных железнодорожных магистралей мира делит его пополам. Это создаёт большие неудобства как в плане транспортной связности Екатеринбурга - для проезда из одной части города в другую существует лишь 8 (восемь) мест, так и в плане безопасности - разрядные грузы идут через через центр миллионного города и малейшая ошибка может очень дорого стоить (достаточно вспомнить взрыв на Сортировке осенью 1988 года). Существуют планы строительства обхода, но пока они остаются на бумаге.

1. Выход со станции Екатеринбург-Пассажирский. Впереди запад, за спиной - восток.


2. Электропоезд выходит со станции Екатеринбург-Пассажирский. Слева видна 37-этажная башня ТЦ "Призма", построенная в окрестностях железнодорожного вокзала. Обратите внимание на бело-синий забор, которыми обнесены пути с двух сторон.


3. Из-за этого забора пассажирам поездов, следующих через Екатеринбург, город толком не видно. Почти на всём протяжении пути они в лучшем случае смогут наблюдать лишь верхушки зданий, как в этом случае. На фото видны девятиэтажки по улице Солнечная, с левой стороны путей.


4. Транссиб в Екатеринбурге за пределами станций выглядит так. Вид в сторону вокзала, т.е. на запад. Справа (на фото слева) вдоль путей идёт улица Восточная.


5. Путепровод от улицы Шевченко (справа) до улицы Советская (слева). Тот самый путепровод, с которым в сентябре 2006 года произошёл epic fail. Внизу улица Восточная.


6. Улица Шевченко. Ведёт прямо в центр города. Местные монархисты с пеной у рта отстаивают версию, что именно в этом месте в апреле 1918 года высадили из тобольского поезда бывшего царя с домочадцами. По их мнению, слухи о том, что граждане Романовы были доставлены на станцию Екатеринбург II (Шарташ), были пущены с целью дезинформации. А от этого места прямая короткая дорога к особняку инженера Ипатьева.


7. На фото 5 слева видна радио-релейная башня в начале улицы Блюхера. Она же вблизи. Построена в начале 1960-х годов.


8. В черте Екатеринбурга часть Транссиба проходит по насыпи. Ещё до начала Великой Отечественной войны стало ясно, что железнодорожные пути являются серьёзной помехой для развития города, они перекрывают сообщение между старыми и новыми районами. Было принято решение приподнять их на насыпь, в которой сделать сквозные проезды. Эта работа была закончена только в первой половине 1950-х годов. По проекту Уралгипротранса было сооружено 4 путепровода: первый был сооружен над проспектом Космонавтов, второй над улицей Первомайской, третий над проспектом Ленина, четвёртый над улицей Малышева. На фото - путепровод над улицей Первомайской, перекрёсток с Восточной. На насыпи оборудована о. п. Первомайская.


9. Вид с путепровода назад, в сторону ж/д вокзала. Внизу - улица Первомайская. Справа видны дома по переулку Асбестовскому.


10. Улица Первомайская. Вид с путепровода в сторону центра города.


11. Общий вид о. п. Первомайская. Она расположена между улицей Первомайской и проспектом Ленина.


12. Пригородный поезд "Екатеринбург - Алапаевск", сделавший остановку на Первомайской. ПДС-ы тут не останавливаются (или делают техническую остановку).


13. Выход с платформы на городскую улицу.


14. Путепровод над проспектом Ленина.


15. Проспект Ленина - главная улица Екатеринбурга. Вид в сторону центра.


16. По чётной стороне проспекта на углу с Восточной находится один из т. н. "генеральских домов" - домов для командного состава УрВО. Дом на фото построен в 1951 году архитектором И. А. Грушенко. Его стилевой брат-близнец стоит по другую сторону железной дороги.


17. На нечётной стороне проспекта виден один из корпусов жилого дома, построенного в 1933 году известным свердловским архитектором В. Д. Соколовым для кооператива "Сталинец". Позади него - брежневское офисное здание, занимаемое ныне кучей организаций.


18. Вид с путепровода на восточную часть проспекта Ленина. Он упирается в площадь Кирова, одну из сторон которой замыкает главный корпус УПИ.


19. Вид на Транссиб в чётном направлении. Впереди заметен поворот влево. За этим поворотом расположен вход на станцию Шарташ. Здесь улица Восточная уходит в сторону, вдоль железной дороги продолжает тянуться улица Куйбышева. Красно-белые десятиэтажки слева на фото стоят как раз на ней. Крупное здание справа, выходящее к железной дороге тыльной стороной - ТЦ "Восточный".


20. До поворота мы ещё дойдём, а пока продолжаем осмотр улицы Восточной. В здании похожем на райком располагается штаб тыла ЦВО.


21. Путепровод над улицей Малышева - второй по значимости улицы Екатеринбурга, идущей параллельно проспекту Ленина.


22. Вид улицы Малышева на пересечении с Восточной. Вдали торчит "Высоцкий".


23. Жилые дома 1960-х годов на перекрёстке Малышева-Восточная с чётной стороны.


24. С нечётной стороны угол Малышева-Восточной обрамляет здание Свердловсктрансагентства. На крыше сохранилась оригинальная вывеска.


25. Станция Шарташ - вид в сторону западной горловины. Слева вдали виден всё тот же "Высоцкий". Станция Екатеринбург II потеряла своё историческое имя в 1922 году, ещё до переименования города. Говорят, что это произошло по инициативе Ф.Э.Дзержинского, совмещавшего в то время посты Председателя ГПУ и Наркома путей сообщения. Он якобы выразил недовольство, что железнодорожные станции носят имена бывших членов царствующего дома. И Екатеринбург II превратился в Сибирскую (по названию прилегающего Сибирского кордона). Насколько верна эта версия, судить не берусь. Название "Сибирская" просуществовало недолго. Вскоре станция была вновь переименована и отныне и отныне стала называться "Шарташ". Причина переименования мне неизвестна. Шарташ - озеро к востоку от города, в 3,5 километрах от станции.


26. Ещё один вид в нечётном направлении. Слева видны пути для отстоя вагонов электропоездов.


27. Слева от путей (на фото справа) - различные погрузочно-разгрузочные площадки.


28.


29.


30. Вид в чётном направлении. Мы пересекли станцию поперёк. Гдето здесь находилась загадочная станция Екатеринбург III, отмеченная на картах начала XX века. Почему загадочная - потому, что неизвестно когда она появилась и для чего первоначально предназначалась. Скорее всего здесь начиналась ирбитско-тавдинская ветка, отпочковавшаяся от тюменской. Станция по сути дублировала Екатеринбург II и вскоре после визита Ф. Э. Дзержинского потеряла свой статус и превратилась в ОП ПП (остановочный пункт подъездных путей), обслуживающий крупный склад лесоматериалов. В таком режиме она функционировала несколько лет, а во второй половине 1920-х годов была закрыта, а рельсы сняли. На фото со спутника ещё можно определить место, где находился Екатеринбург III.


31. Территория, прилегающая к станции Шарташ слева. Вряд ли это остатки Екатеринбурга III, дома более поздние. Вдали за деревьями видна верхняя часть десятиэтажки по улице Мира.


32.


33.


34. Возвращаемся назад. Вид станции Шарташ в чётном направлении.


35. Одна из уцелевших дореволюционных построек. Ныне в этом здании располагается стрелковая команда ст. Шарташ.


36. Летний навес для пассажиров. За ним видны дома по улице Куйбышева.


37. Вокзальное здание, время постройки мне неизвестно. Фото прошлогоднее, в 2011 году здание перекрасили в синий цвет.


38. Станционные детали - эмблема на ограде.


39. Пассажирские платформы. ПДСы на Шарташе не останавливаются (иногда делают техническую остановку).


40. Следуем далее, в направлении восточного выхода со станции. Один из корпусов концерна "Калина" (б. Свердловская парфюмерная фабрика, потом "Уральские самоцветы") - одного из крупнейших парфюмерно-косметических предприятий России. Недавно "Калина" куплена компанией Unilever.


41. Верхушки домов по улицам Хрустальной и Байкальской - начало микрорайона ЖБИ.


42. Путепровод, соединяющий улицу Комсомольскую (слева) и переулок Базовый (справа). Обратите внимание на пути справа - это и есть Транссиб. Крайний правый путь постепенно уходит наверх, на насыпь. Это ветка для пассажирских поездов. Третий справа путь - для грузовых. Между ними - ветка построенная в 1896 году и идущая на Челябинск через Верхний Уфалей. Пути слева идут на станцию Аппаратная и оттуда на Егоршино-Алапаевск.


43. Подошли к выходу со станции. Крайняя правая ветка Транссиба ушла на насыпь. В пределах Екатеринбурга эта же ветка используется и для поездов, идущих на Челябинск через Каменск-Уральский. Окончательное разделение восточного и южного направлений происходит через 5 километров от Шарташа на о. п. Чапаевская. Правая ветка у подножия насыпи это линия Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск. Ветка левее тоже используется для подачи поездов (как правило грузовых) на Транссиб. Эта ветка и верхняя соединяются на станции Путёвка. Крайние левые пути - егоршинско-алапаевское направление.


Tags: Екатеринбург, желдор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments