Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

От Екатеринбурга I-го к Екатеринбургу II-му. Участок Транссиба в пределах города.

Осмотрев станцию Екатеринбург-Пассажирский, посвятим ещё немного времени железнодорожной составляющей нашего города. Как я уже говорил, станция Екатеринбург-Пассажирский появилась в 1878 году и была конечной на линии Горнозаводской железной дороги. Уже тогда планировалось продолжение этой линии до Тюмени, и единственную пока станцию заранее назвали Екатеринбург I. В 1885 году эти планы были наконец осуществлены и на восточной окраине города появилась станция Екатеринбург II. Начиная с 1920-х годов участок между этими станциями является частью главного хода Транссиба. Этот пост посвящён обзору этого участка.

От Екатеринбурга-Пассажирского (б. Екатеринбург I) до станции Шарта́ш (б. Екатеринбург II) меньше пяти километров. Когда-то эта линия проходила по окраине, но затем город разросся и ныне одна из самых оживлённых и загруженных железнодорожных магистралей мира делит его пополам. Это создаёт большие неудобства как в плане транспортной связности Екатеринбурга - для проезда из одной части города в другую существует лишь 8 (восемь) мест, так и в плане безопасности - разрядные грузы идут через через центр миллионного города и малейшая ошибка может очень дорого стоить (достаточно вспомнить взрыв на Сортировке осенью 1988 года). Существуют планы строительства обхода, но пока они остаются на бумаге.

1. Выход со станции Екатеринбург-Пассажирский. Впереди запад, за спиной - восток.


2. Электропоезд выходит со станции Екатеринбург-Пассажирский. Слева видна 37-этажная башня ТЦ "Призма", построенная в окрестностях железнодорожного вокзала. Обратите внимание на бело-синий забор, которыми обнесены пути с двух сторон.


3. Из-за этого забора пассажирам поездов, следующих через Екатеринбург, город толком не видно. Почти на всём протяжении пути они в лучшем случае смогут наблюдать лишь верхушки зданий, как в этом случае. На фото видны девятиэтажки по улице Солнечная, с левой стороны путей.


4. Транссиб в Екатеринбурге за пределами станций выглядит так. Вид в сторону вокзала, т.е. на запад. Справа (на фото слева) вдоль путей идёт улица Восточная.


5. Путепровод от улицы Шевченко (справа) до улицы Советская (слева). Тот самый путепровод, с которым в сентябре 2006 года произошёл epic fail. Внизу улица Восточная.


6. Улица Шевченко. Ведёт прямо в центр города. Местные монархисты с пеной у рта отстаивают версию, что именно в этом месте в апреле 1918 года высадили из тобольского поезда бывшего царя с домочадцами. По их мнению, слухи о том, что граждане Романовы были доставлены на станцию Екатеринбург II (Шарташ), были пущены с целью дезинформации. А от этого места прямая короткая дорога к особняку инженера Ипатьева.


7. На фото 5 слева видна радио-релейная башня в начале улицы Блюхера. Она же вблизи. Построена в начале 1960-х годов.


8. В черте Екатеринбурга часть Транссиба проходит по насыпи. Ещё до начала Великой Отечественной войны стало ясно, что железнодорожные пути являются серьёзной помехой для развития города, они перекрывают сообщение между старыми и новыми районами. Было принято решение приподнять их на насыпь, в которой сделать сквозные проезды. Эта работа была закончена только в первой половине 1950-х годов. По проекту Уралгипротранса было сооружено 4 путепровода: первый был сооружен над проспектом Космонавтов, второй над улицей Первомайской, третий над проспектом Ленина, четвёртый над улицей Малышева. На фото - путепровод над улицей Первомайской, перекрёсток с Восточной. На насыпи оборудована о. п. Первомайская.


9. Вид с путепровода назад, в сторону ж/д вокзала. Внизу - улица Первомайская. Справа видны дома по переулку Асбестовскому.


10. Улица Первомайская. Вид с путепровода в сторону центра города.


11. Общий вид о. п. Первомайская. Она расположена между улицей Первомайской и проспектом Ленина.


12. Пригородный поезд "Екатеринбург - Алапаевск", сделавший остановку на Первомайской. ПДС-ы тут не останавливаются (или делают техническую остановку).


13. Выход с платформы на городскую улицу.


14. Путепровод над проспектом Ленина.


15. Проспект Ленина - главная улица Екатеринбурга. Вид в сторону центра.


16. По чётной стороне проспекта на углу с Восточной находится один из т. н. "генеральских домов" - домов для командного состава УрВО. Дом на фото построен в 1951 году архитектором И. А. Грушенко. Его стилевой брат-близнец стоит по другую сторону железной дороги.


17. На нечётной стороне проспекта виден один из корпусов жилого дома, построенного в 1933 году известным свердловским архитектором В. Д. Соколовым для кооператива "Сталинец". Позади него - брежневское офисное здание, занимаемое ныне кучей организаций.


18. Вид с путепровода на восточную часть проспекта Ленина. Он упирается в площадь Кирова, одну из сторон которой замыкает главный корпус УПИ.


19. Вид на Транссиб в чётном направлении. Впереди заметен поворот влево. За этим поворотом расположен вход на станцию Шарташ. Здесь улица Восточная уходит в сторону, вдоль железной дороги продолжает тянуться улица Куйбышева. Красно-белые десятиэтажки слева на фото стоят как раз на ней. Крупное здание справа, выходящее к железной дороге тыльной стороной - ТЦ "Восточный".


20. До поворота мы ещё дойдём, а пока продолжаем осмотр улицы Восточной. В здании похожем на райком располагается штаб тыла ЦВО.


21. Путепровод над улицей Малышева - второй по значимости улицы Екатеринбурга, идущей параллельно проспекту Ленина.


22. Вид улицы Малышева на пересечении с Восточной. Вдали торчит "Высоцкий".


23. Жилые дома 1960-х годов на перекрёстке Малышева-Восточная с чётной стороны.


24. С нечётной стороны угол Малышева-Восточной обрамляет здание Свердловсктрансагентства. На крыше сохранилась оригинальная вывеска.


25. Станция Шарташ - вид в сторону западной горловины. Слева вдали виден всё тот же "Высоцкий". Станция Екатеринбург II потеряла своё историческое имя в 1922 году, ещё до переименования города. Говорят, что это произошло по инициативе Ф.Э.Дзержинского, совмещавшего в то время посты Председателя ГПУ и Наркома путей сообщения. Он якобы выразил недовольство, что железнодорожные станции носят имена бывших членов царствующего дома. И Екатеринбург II превратился в Сибирскую (по названию прилегающего Сибирского кордона). Насколько верна эта версия, судить не берусь. Название "Сибирская" просуществовало недолго. Вскоре станция была вновь переименована и отныне и отныне стала называться "Шарташ". Причина переименования мне неизвестна. Шарташ - озеро к востоку от города, в 3,5 километрах от станции.


26. Ещё один вид в нечётном направлении. Слева видны пути для отстоя вагонов электропоездов.


27. Слева от путей (на фото справа) - различные погрузочно-разгрузочные площадки.


28.


29.


30. Вид в чётном направлении. Мы пересекли станцию поперёк. Гдето здесь находилась загадочная станция Екатеринбург III, отмеченная на картах начала XX века. Почему загадочная - потому, что неизвестно когда она появилась и для чего первоначально предназначалась. Скорее всего здесь начиналась ирбитско-тавдинская ветка, отпочковавшаяся от тюменской. Станция по сути дублировала Екатеринбург II и вскоре после визита Ф. Э. Дзержинского потеряла свой статус и превратилась в ОП ПП (остановочный пункт подъездных путей), обслуживающий крупный склад лесоматериалов. В таком режиме она функционировала несколько лет, а во второй половине 1920-х годов была закрыта, а рельсы сняли. На фото со спутника ещё можно определить место, где находился Екатеринбург III.


31. Территория, прилегающая к станции Шарташ слева. Вряд ли это остатки Екатеринбурга III, дома более поздние. Вдали за деревьями видна верхняя часть десятиэтажки по улице Мира.


32.


33.


34. Возвращаемся назад. Вид станции Шарташ в чётном направлении.


35. Одна из уцелевших дореволюционных построек. Ныне в этом здании располагается стрелковая команда ст. Шарташ.


36. Летний навес для пассажиров. За ним видны дома по улице Куйбышева.


37. Вокзальное здание, время постройки мне неизвестно. Фото прошлогоднее, в 2011 году здание перекрасили в синий цвет.


38. Станционные детали - эмблема на ограде.


39. Пассажирские платформы. ПДСы на Шарташе не останавливаются (иногда делают техническую остановку).


40. Следуем далее, в направлении восточного выхода со станции. Один из корпусов концерна "Калина" (б. Свердловская парфюмерная фабрика, потом "Уральские самоцветы") - одного из крупнейших парфюмерно-косметических предприятий России. Недавно "Калина" куплена компанией Unilever.


41. Верхушки домов по улицам Хрустальной и Байкальской - начало микрорайона ЖБИ.


42. Путепровод, соединяющий улицу Комсомольскую (слева) и переулок Базовый (справа). Обратите внимание на пути справа - это и есть Транссиб. Крайний правый путь постепенно уходит наверх, на насыпь. Это ветка для пассажирских поездов. Третий справа путь - для грузовых. Между ними - ветка построенная в 1896 году и идущая на Челябинск через Верхний Уфалей. Пути слева идут на станцию Аппаратная и оттуда на Егоршино-Алапаевск.


43. Подошли к выходу со станции. Крайняя правая ветка Транссиба ушла на насыпь. В пределах Екатеринбурга эта же ветка используется и для поездов, идущих на Челябинск через Каменск-Уральский. Окончательное разделение восточного и южного направлений происходит через 5 километров от Шарташа на о. п. Чапаевская. Правая ветка у подножия насыпи это линия Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск. Ветка левее тоже используется для подачи поездов (как правило грузовых) на Транссиб. Эта ветка и верхняя соединяются на станции Путёвка. Крайние левые пути - егоршинско-алапаевское направление.


Tags: Екатеринбург, желдор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments