Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Кушва. Гора и завод.

Кушва (до 1926 года - Кушвинский Завод) находится в двухстах километрах к северо-северо-западу от Екатеринбурга, недалеко от границы с Пермским краем. Её появление связано с открытием в 1735 году железорудного месторождения на горе Благодать. Собственно завод был запущен несколько лет спустя, но год основания Кушвы, вопреки уральской традиции, связывают не с ним, а с рудником. И понять кушвинцев в этом отношении можно - Благодать одна из трёх знаменитых уральских железных гор (наряду с Высокой и Магнитной), получившая не только всероссийскую славу, но и мировую известность. Гора кормила город на протяжении почти всей его истории, с ней была связана жизнь многих поколений его жителей.

Кушва - типичный уральский город-завод, с богатой историей и трудным настоящим. В конце 30-х - начале 40-х годов XVIII века Кушвинский Завод соперничал с Екатеринбургом за власть над горными заводами, затем стал центром казённого горного округа, пережил все подъёмы и крахи уральской горной промышленности в дореволюционное, советское и постсоветское время. Долгое время Кушвинский завод являлся своеобразной площадкой для отработки новых технологий в металлургии, сюда для изучения опыта съезжались специалисты со всего Урала. Главным историческим достопримечательностям Кушвы, горе и заводу, посвящена первая часть обзора.

Примечание - фото для обзора собирались долго, поэтому они разные по качеству и настроению.

1. Гора Благодать, точнее то, что от неё осталось за без малого триста лет разработок, по-прежнему является высотной доминантой города и видна почти отовсюду. На фото - Благодать в перспективе улицы Строителей.


2. Путь на гору начинаем вот от этого знака на углу 3-х улиц: Строителей, Магистральной (начинается прямо за знаком) и Маяковского - на фото справа за кадром, по ней и пойдём.


3. Начало улицы застроено довольно внушительными для провинциального городка сталинками.


4. Вполне краснотурьинский масштаб.


5. Выходим к зданию Гороблагодатского рудоуправления. Судя по стилю, здание предвоенной постройки.


6. Напротив - Доска Почёта. В былые времена, когда действовала электрическая подсветка она, наверное, была украшением улицы.


7. За рудоуправлением сворачиваем налево и мимо довоенных деревянных домов начинаем подъём на гору.


8. Тропинка петляет между разбросанными всюду глыбами породы. Благодать не очень высока, всего 385 метров над уровнем моря, но гора есть гора, попадаются довольно крутые участки. В принципе, на вершину ведёт вполне цивильный автомобильный подъезд, но мы не ищем лёгких путей, поэтому поднимаемся напрямую по склону.


9. Путь то и дело преграждают старые отвалы, которые приходится огибать. Чем выше поднимаешься, тем сильнее чувство погружения в прошлое. Кажется, что вот-вот услышишь стук кувалд и ломов, грохот осыпающейся породы, скрип тачек.


10. Старая дорога, вполне возможно по ней возили руду ещё в XVIII веке.


11. Наконец, поднимаемся на вершину. Тут устроена стоянка и смотровая площадка - минимальная туристическая инфраструктура. Только туристов здесь немного: свадьбы, бухие компании да редкие гости города, проявляющие интерес к его истории. На вершине горы находится главная историческая достопримечательность Кушвы - памятник на месте легендарного "сожжения" Степана Чумпина, вогула, которому традиционно приписывают честь открытия Гороблагодатского месторождения. Крутая лесенка ведёт выше, на вершину скалы, сейчас высшую точку Благодати.


12. Памятник Степану Чумпину (сооружён в 1826 году). Легенду о Степане Чумпине я пересказывать не буду, кому надо может отыскать подробности в Интернете, вот, например, краткое изложение всех версий. Странное дело - все значимые открытия железных руд, символа Урала, связаны с вогулами, к примеру, открытие горы Высокой, основной железорудной базы Нижне-Тагильского завода, тоже приписывают вогулу Якову Савину. Лесной народ, живущий охотой и рыболовством и знакомый с железом лишь по ножам да наконечникам стрел и копий, оказывается посвящён в тайны рудознатства, различает виды руды и понимает ценность железа не только в виде конечных изделий, но и скрытых до времени запасов руд. Уж не встречались ли первые русские поселенцы с остатками первоначального населения Урала, наследниками древних металлургов времён каменного века, и которых по привычке называли вогулами? Мистика какая-то.

Когда-то памятник стоял на одной из трёх вершин Благодати - скале, целиком состоящей из магнитного железняка. Уже в советское время он был перемещён на нынешнее время.


13. Новодельный крест на вершине.


14. Большая часть гороблагодатских руд залегала открыто, что облегчало её добычу. Облегчало, конечно, относительно - это означало, что для добычи не надо было строить шахты. Чтобы добраться до рудного пласта нужно было провести вскрышу, т.е. снять верхний слой земли, толщиной от 1 до 10 метров. Работа незамысловатая, но адская по своей трудоёмкости, учитывая, что проводилась она вручную, с помощью лопат и тачек. Недаром первые попытки механизации горнорудного дела на Благодати начались именно со вскрышных работ. В 1913 году был закуплен экскаватор (или как его тогда называли "паровая лопата") фирмы "Marion", с этой техникой рудник и вступил в советскую эпоху. Все рудные богатства горы были сосредоточены на её вершине и восточном склоне, поэтому ныне от горы остался только западный склон. На фото - место, где он обрывается в бездну.


15. Гороблагодатская руда отличалась высоким содержанием железа, 58%, выше было только у высокогорских руд, да у открытых позднее магнитогорских. Неудивительно, что гора подвергалась нещадной разработке, за почти триста лет из её недр было извлечено более 150 миллионов тонн руды. Уже к концу XIX века Благодать была срыта почти полностью. Дух захватывает, когда вспомнишь, что всё это было сделано вручную, техника на рудник пришла только в советское время, когда выгребали остатки. Невольно сравниваешь кушвинских горняков с трудолюбивыми гномами, тоже выдолбившими насквозь горы Мории. Ныне диаметр чаши карьера составляет почти километр, а его глубина 315 метров.


16. Чтобы разглядеть что-то на дне, приходится использовать зум.


17. Сходство с гномами усиливается, когда рассматриваешь старые фотографии в Кушвинском музее. Вот одна из них, посмотрите сами. На ней запечатлена артель горняков, точный год фото неизвестен, но по всей видимости, это начало XX века (до 1910 года). На горе работали артелями по 30-50 человек. Артели были разновозрастными, от 10-12-летних пацанов до стариков, как мы бы сейчас сказали пенсионного возраста, и разнополыми, мужики и бабы работали вместе. Одновременно гору долбили до пятисот человек, треть из которых были женщины, а каждый десятый - подросток.


Обратите внимание на мужиков, держащих в руках длинные тонкие железные пруты, т.н. буры. Это бурщики (не путать с бурильщиками) - одни из самых главных людей в горнорудном деле тех лет. С помощью буров в скале проделывали отверстия. Затем эти отверстия на 3/4 заполняли взрывчатой смесью (одна треть пороха, две трети древесных опилок). В оставшееся пространство запечатывали запал с огнепроводным шнуром. Взрывы проводили, как правило, дважды в сутки - в 11 часов утра и в 5 часов вечера. В других местах сверяли время по заводскому гудку, а в Кушве по взрывам на руднике. Порох артель закупала на свои деньги, поэтому его экономили со страшной силой и использовали только в самых крайних случаях. В основном скалу крушили вручную, ломами и кувалдами. Работка та ещё. Неслучайно один из первых социальных протестов на руднике был связан с требованием выдачи казённого пороха. Требование удовлетворили, но пороха всё равно выдавали в обрез.

Оторванные взрывом или отколотые вручную глыбы дробили на более мелкие куски размером с кулак. Теперь наступал второй этап работ - сортировка. Руда делилась на три сорта: 1) руда чистая, без примесей, она складывалась в ящики и отправлялась прямиком на завод, 2) руда "грязная", содержащая серный колчедан, 3) рудная мелочь, ею занимались в основном мальчишки, тоже собирали, сортировали и складывали в ящики.

На третьем этапе проводилась обработка "грязной" руды, её надо было освободить от серы. Для этого руду сваливали в огромные кучи по 300-500 тысяч пудов за раз, прослаивали эту кучу дровами, из дров же в середине кучи снизу доверху выкладывали "трубу". Дрова поджигали, "трубу" заваливали рудой, и куча горела изнутри. Нужно было следить, чтобы огонь не прорвался наружу, вовремя завалить прорыв рудой. Под действием жара сера расплавлялась и частично выгорала, частично стекала вниз, в землю. Работа обжигальщиков была подобна дежурству у адских печей. Нестерпимый жар и ядовитый дым превращали здорового человека в инвалида за 3-5 лет. В 30-х годах XIX века сначала на заводе, а затем и непосредственно на руднике были построены специальные печи для обжига руды непрерывного действия. Качество обработанной руды улучшилось, а труд обжигальщиков был облегчен не намного. Лишь снизилось количество несчастных случаев, но характер работы по прежнему оставался очень тяжёлым.

На завод руду возили гужевым транспортом. В 1870-х годах с горы на завод была проложена узкоколейка, сверху вниз вагонетки с рудой скатывались под действием силы тяжести. Тормозили вагонетки с помощью деревянных чурок, вставляемых между колёсами. При такой технологии нередок был сход вагонеток с рельс и их опрокидывание. Назад, в гору пустые вагонетки затаскивали лошадьми.

Люди как могли старались облегчить тяжесть работы, в первую очередь путём дробления длинного монотонного цикла на более мелкие стадии. Непритязательная и совсем неинтеллектуальная работа на руднике породила тем не менее множество профессий. Помимо уже упомянутых бурщиков, на горе работали ломщики, раскалывающие крупные глыбы, молотобойцы, сортировщики, катали, катающие тачки с рудой, обжигальщики, возчики и т.п. Были даже специальные мальчишки-буроносы, в чью обязанность входило носить в кузню затупившийся инструмент (буры и прочее). Плата за работу была сдельная, за ящик руды весом 150 пудов платили от 70 копеек до 1 рубля, за ящик пустой породы 35-40 копеек.

18. Инструмент горных рабочих. Фото сделано в Нижнетагильским музее, но в Кушве, понятно, он был такой же. В центре стенда бур и кувалда. Слева вверху банки для хранения запалов, ниже набор каёлок, горняцкая лампа, в самом низу - клин для раскалывания глыб. Справа лопата-дерновушка, грабли, топор. Выше тормозная цепь и ещё одна разновидность фонаря.


19. Полюбовавшись на дырку в земле, осмотрим окрестности карьера. Уже к концу XIX века добыча руды открытым способом на горе Благодать стала падать. Все сливки собрали, содержание железа в руде упало, но самой руды ещё было достаточно. На руднике стали открываться шахты, теперь за рудой надо было идти вглубь. На фото северный край карьера, слева направо - шахта "Северная" (ныне недействующая), цех обжига извести, дробильно-обогатительная фабрика (ДОФ) № 3. Ещё севернее, на фото у самого горизонта слева, видна Верхняя Тура.


20. Посмотрим на неё с использованием зума. Видна заводская труба и западная часть города, застроенная многоквартирными домами. С запада к городу примыкает железнодорожная станция Верхняя на ветке, идущей к Верхотурью и Серову. Про Верхнюю Туру будет отдельный пост.


21. Восточный край карьера, вид на заброшенную аглофабрику. Как я уже упоминал, избалованные качеством руды горняки, отбирали для отправки на завод только самое лучшее. Руда с содержанием железа 30-40% уходила в отвалы. Неудивительно, что рано или поздно изобилию пришёл конец. Руда пошла "тощая" и "грязная". Остро встал вопрос её обогащения. В 1901-1904 годах были были запущены две промывочные фабрики (одна из них проработала всего 3 месяца). С 1907 года проводились опыты по агломерации и брикетированию руды. В 1916 году со шведской фирмой "Турольф" был заключён договор на строительство агломерационной фабрики. Ввиду войн и революций дело двигалось медленно и фабрика была запущена лишь в 1928 году. Содержание железа в агломерате, получаемом на фабрике, удалось довести до 54-56%, мощность фабрики составляла 2 миллиона тонн агломерата в год. Рядом с фабрикой расположена железнодорожная станция Агломерационная (закрыта фабричными строениями). Кстати, рудный пласт до сих пор прекрасно виден на стенках карьера - обратите внимание на ржавые потёки. Восточнее за аглофабрикой видно хвостохранилище.


22. Хвостохранилище крупнее.


23. А в ясную спокойную погоду ещё дальше к востоку можно увидеть трубы медеплавильного завода ОАО "Святогор" (ныне входит в состав УГМК) в городе Красноуральске. До Красноуральска я пока не добрался, но не оставляю надежд туда попасть, тем более, что из Кушвы туда ходит автобус.


24. Заканчиваем осмотр окрестностей карьера. Шахта "Южная" - единственное действующее предприятие на Благодати. Ныне входит в состав Высокогорского ГОКа, т.к. Гороблагодатское рудоуправление прекратило своё существование в 2003 году.


25. Скопившиеся за долгие годы отвалы ныне перерабатывают на щебёнку. На фото щебёночный завод, расположившийся к северо-западу от карьера, со смотровой площадки он не виден. Уже не раз звучали предложения начать разработку отвалов для нужд металлургии, ведь содержание железа в них зашкаливает за 30%, столько же, если не меньше даёт руда, добываемая в шахте. Но пока ценные отвалы отгружают на щебёнку.


26. Железнодорожный состав в сравнении с отвалами горы Благодать.


27. Напоследок парочка панорам для любителей разглядывать детали. По клику картинка размером 3736х1080 и весом 6,3 МБт.


28. Брутальная осенняя панорамка. По клику - 4048х1072, вес 7,4 МБт.


29. Поворачиваемся к западу. Здесь между горой и прудом расположился город Кушва. Окинем его взглядом с юга на север. Кушвинский пруд с лодками и островами, туманные горы впереди - это Уральский хребет, до него чуть меньше 20-ти километров. Внизу фото, на берегу пруда, позднесоветская застройка Кушвы, с одной из немногих в городе новостройкой.


30. Застройка конца 1970-х - начала 1980-х годов.


31. Центральная часть Кушвы с Горсоветом и улицей Строителей. На другом берегу пруда район, примыкающий к железнодорожной станции Гороблагодатская. И саму станцию и район рядом с ней местные для краткости называют ГБД. Если присмотреться, то можно увидеть торчащую над домами водонапорную башню. Ближе к нам, на стрелке пруда, расположился район Степановка. Промышленные сооружения, которые видно правее на берегу пруда - завод деревообрабатыващих станков (ЗДС), ныне простаивающий.


32. Северная часть города. Район на переднем плане в народе называют Рудник, далее видны длинные приземистые корпуса вальце-механического цеха Кушвинского завода прокатных валков. Далее идёт частная застройка, которая вопреки топографии называется посёлком Восток. Справа дымит керамзитовый завод.


33. Панорама города. По клику - 6490х1078, вес 8,6 МБт.


34. Спускаемся с горы и идём осматривать Кушвинский завод. Так он выглядел в начале XX века. Завод был запущен в 1739 году, первоначально на нём было 2 домны.


35. По правому берегу пруда напротив заводской плотины была устроена площадка, куда свозили для складирования руду и уголь.


36. Здесь же стояли весы для взвешивания угля. Чёрная штуковина на фото не памятник, а постамент для памятника, его историю я расскажу в следующей части. Угольные весы стояли как раз на месте этого постамента. На заднем плане проходит улица Первомайская (бывшая Торговая) - главная улица дореволюционной Кушвы.


37. Спускаемся к плотине и осмотрим сохранившиеся постройки Кушвинского завода. Вначале я упоминал о том, что Кушвинский завод был полигоном для отработки всевозможных металлургических новинок. Иногда это были просто модные увлечения, не приводящие к каким-либо практическим последствиям, типа повторения германских опытов доменной плавки на дровах. Но многие эксперименты выливались в технологии, внедряемые затем и на других заводах. В 1808 году на Кушвинском заводе (очевидно с помощью английских мастеров) была построена паровая машина, предназначенная для предотвращения остановки завода в случае убыли воды в пруду. В 1811 году в Кушве отлили первые художественные изделия из чугуна. Знаменитый каслинский мастер Никита Тепляков обучался фигурному литью у кушвинских доменщиков братьев Самойловых. В 1833 году на заводе начались опыты по применению горячего дутья. Для кушвинских домен оно оказалось непригодным, огнеупорный камень, применявшийся в то время не выдерживал резкого поднятия температуры. А вот для кричного передела горячее дутьё применялось с большим успехом и в 1840-х - 1860-х годах было внедрено на многих железоделательных заводах Урала. В 1856-1857 годах в Кушве были проведены опыты по получению стали по методу Бессемера. Позднее этот метод был внедрён на демидовских заводах. Вообще, близкое соседство с владениями Демидовых (до Нижнего Тагила 50 километров) позволило установить с этими заводами тесную связь. Чертежи оборудования Кушвинского завода использовались в Нижнем Тагиле для строительства собственной техники.В начале XX века на заводе заработала электростанция. Генератор приводился в действие паром, вырабатываемым трубчатыми котлами системы Шухова, которые в свою очередь, отапливались доменным газом. На фото - сохранившееся здание котельной, выполненное в псевдорусском стиле. Ныне используется под сауну.


38. К сожалению, от старых заводских построек ныне мало что уцелело. В своё время энтузиасты, узнав о придании Нижне-Тагильскому заводу статуса музея, выдвинули идею о превращении в музей и Кушвинского завода. Помешало, то, что на тот момент Кушвинский завод был действующим (таковым он формально является и до сих пор). А затем пришла Перестройка, крах Советской власти, приватизация. Постоянно менявшимся хозяевам завода до какого-то там музея не было никакого дела. Они стремились выжать из завода всё, что только возможно. Старое оборудование, имеющее историческую ценность, было сдано в утиль. Первыми были уничтожены четыре заводские домны. В 2008 году была порезана на металл колошниковая эстакада, использовавшаяся для загрузки руды в домны.


39. Вид с правого берега заводского пруда.


40. Служебное здание, в котором смонтирован механизм плотинных затворов.


41. Тело плотины. На заднем плане застройка по улице Первомайской.


42. Прорез плотины.


43. Вид с плотины на пруд.


44. Здание электростанции начала XX века, используется по назначению. На переднем плане место, где стояли воздухонагреватели-кауперы. Можно осмотреть остатки их фундаментов.


45. В 1906 году на Кушвинском заводе была запущена мартеновская фабрика. Она проработала до 1977 года и за это время здесь было произведено почти 6 миллионов тонн стали. На фото сохранившееся здание мартеновской фабрики - памятник промышленной архитектуры начала XX века.


46. Ещё один вид мартеновской фабрики.


47. В советское время Кушвинский завод подобно другим старым уральским заводам стремительно приходил в упадок. Оборудование старело, производительность падала, несмотря на перевод домен на минеральное топливо. В 1940 году была сделана попытка перейти на более узкую специализацию, ванадиевый передел. Опыты прошли успешно, что очень помогло во время Великой Отечественной войны, когда из-за потери западных месторождений, заводу пришлось вести переработку бедных уральских ванадиевых руд. Однако в судьбе завода наступал перелом. После войны было принято решение о перепрофилировании его на выпуск прокатных валков. Реконструкция завода продолжалась семь лет и в 1964 году он утратил связь с металлургией и отныне называется Кушвинским заводом прокатных валков (КЗПВ). Современное состояние завода - это балансировка на грани выживания. Завод перебивается импортными заказами, которых кое-как хватает для "поддержания штанов". Ни о каком развитии речи не идёт. На фото заводской двор. Слева корпус ремонтно-механического цеха, вдали виден пруд и корпус вальце-механического цеха.


48. Вид северной половины заводского двора. Вдали корпуса вальце-литейного цеха.


49. Пройдя заводской двор насквозь, выходим на улицу Советскую. Здесь сохранились кварталы старинного рабочего посёлка, который мы будем осматривать в следующей части. На фото проходная КЗПВ со стороны улицы Советской.


50. Напоследок стоит упомянуть об ещё одном техническом памятнике. Речь о подвесной канатной дороге, связывающей рудник и завод. По ней руда, добытая на Благодати, доставлялась прямо к домнам. Строительство дороги началось в 1916 году по контракту с итальянской фирмой "Милетти-Джеретти", но из-за войн и лихолетья затянулось до 1931 года. С начала 1990-х годов дорога не действует и постепенно растаскивается на металлолом. На фото уцелевший участок дороги.


Кушва. Старый город.
Кушва. Советский город.
Кушва. Железная дорога и посёлок Восток.
Tags: Кушва, Свердловская область, Урал, города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →