Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Музей истории, науки и техники Свердловской ж/д

Дорожный музей открылся в Свердловске в 70-х годах XX века и в то время представлял из себя центр научно-технической информации для работников железнодорожного транспорта. Экскурсии для лиц, не имеющих отношения к отрасли, проводились по записи. Для широкой публики музей открылся в 2003 году после переезда в здание старого железнодорожного вокзала. В этом году была проведена реконструкция здания, обустроена прилегающая территория, проведена работа по дополнению и размещению экспозиции.

1. Экскурсию по музею можно начинать ещё снаружи, с привокзальной территории, огороженной нарядным заборчиком. Прежде всего, внимание привлекает само здание вокзала, покрашенное в красно-белой гамме. Оно построено в 1878 году известным петербургским архитектором П.П.Шрейбером в псевдорусском стиле. Почти такой же вокзал был построен в Перми. Эти здания отмечали начало (Пермь) и конец (Екатеринбург) Горнозаводской железной дороги - первой железнодорожной магистрали Урала. Со временем объём перевозок вырос, увеличилась сеть железных дорог, и здание перестало справляться с возложенными на него изначально задачами. С 1914 года, после постройки в Екатеринбурге нового вокзала, старый стал использоваться как воинский. Эти функции он выполнял до конца Советской власти и какое-то время после. Затем здание пустовало, приходило в негодность, пока в 2003 году не было отремонтировано и реконструировано. Удалось воссоздать первоначальный внешний вид здания. Оно выполнено в виде одноэтажных каменных палат с длинными боковыми крыльями, которые оканчиваются подобием теремов XVI-XVII веков. По центру здания находится крыльцо, в его углах установлены мощные четырехугольные колонны. Колонны подпирают крышу в виде башенки-терема.

IMG_6385_1.JPG


2. На башенке видны даты "1878-2003", ниже - герб Екатеринбурга.

IMG_6373_1.JPG

3. Площадь перед вокзалом заставлена произведениями в жанре садово-паркового искусства или, как сейчас принято говорить, городской скульптуры. Они различны как по манере исполнения, так и по художественному вкусу. Прямо перед входом установлена скульптурная группа под названием "Пассажиры". Сфотографироваться на их фоне считает своим долгом каждая ТП, проходящая мимо.

IMG_6731_1

4. Следующая фигура изображаетъ начальника станцiи (котораго мы потеряли), онъ даётъ послѣднiй звонокъ.

IMG_6729_1

5. В стиле соцреализма изображена знаменитая баба-шпалоукладчица.

IMG_6725_1

6. Проводница. На скульптура оказал влияние Михаил Шемякин.

IMG_6732_1

7. Путейские рабочие. Композиция выполнена в ироничном ключе, очень симпатично. Цигарка в пальцах тощего работяги постоянно обновляется заботами всевозможных доброхотов.

IMG_6734_1

8. Коллекция объектов, не поместившихся внутрь из-за размеров. Шлагбаум.

IMG_6726_1

9. Семафор.

IMG_6727_1

10. Вагонные тележки. Слева старая, с откидывающимися крышками букс, справа современная.

IMG_6728_1

11. Одна из мраморных ваз, изготовленных в конце XIX века, в честь открытия ветки Екатеринбург-Верхний Уфалей-Челябинск. Устанавливались на станциях по всему маршруту.

IMG_6376_1.JPG

12. Осмотрев территорию, отправляемся внутрь. Доска у дверей.

IMG_6387_1.JPG

13. Вестибюль. Перед входом музейная касса. Такие двери разделяют вокзальные (теперь музейные) залы.

IMG_6439_1

14. Гардероб. Подлинной мебели, разумеется, не сохранилось, современная изготовлена "по мотивам". Не повезло и интерьерам, сохранились разве что железные колонны, подпирающие потолок (впрочем, я и в этом не уверен).

IMG_6440_1.JPG

15. Каждый зал разделён на зоны. Самая первая посвящена истории Свердловской железной дороги со дня основания до середины XX века.

IMG_6446_1

16. Без паровоза Черепановых, разумеется, никуда. Макет установлен у самого входа и кагбе символизирует предтечу регулярных железных дорог.

IMG_6441_1.JPG

17. Ещё один ракурс.

IMG_6442_1

18. Картина, изображающая Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых. Кто из них отец, а кто сын? На свои портреты они почему-то не похожи. Видимо, художник так видел.

IMG_6444_1

19. Схема Горнозаводской (Уральской) железной дороги - первой железной дороги Урала, открытой в 1878 году. Прошу пардону за качество снимка, руки не из того места растут.

IMG_6449_1

20. Инсталляция, изображающая вокзальный перрон. Очевидно, по мотивам стихотворения Маршака.

IMG_6451_1

21. Паровозное депо станции Екатеринбург.



22. Вагонный сарай.

IMG_6458_1

23. План здания на станции Екатеринбург II (ныне Шарташ). Что это за здание, я затрудняюсь сказать, видимо, оно снесено или перестроено до неузнаваемости.

IMG_6460_1

24. Форменная пряжка Пермской железной дороги.

IMG_6467_1

25. Дореволюционное удостоверение помощника машиниста.

IMG_6475_1

26. Дореволюционное удостоверение машиниста.

IMG_6473_1

27. Модель котла паровоза серии ФД в разрезе. Рядом рабочий инструмент кочегара.

IMG_6463_1

28. Следующие зоны построены по тематическому принципу. Они рассказывают о конкретных частях железнодорожного хозяйства. Осмотр начинаем с путевой части. Возле колонны справа притулился ручной стрелочный перевод.

IMG_6476_1

29. Часть перевода крупнее. Позади изображение стрелочника. Внизу одни из представителей многочисленного племени железнодорожных фонарей.

IMG_6526_1

30. Оглянемся назад. У стенки коллекция старинных рельсов, есть и импортные, есть и местных производителей - надеждинского и Демидовского нижнетагильского заводов. Демидовский - тот что справа, самый ржавый.

IMG_6478_1

31. Для сравнения рядом обрезки современных рельсов.

IMG_6485_1

32. Шаблоны для измерения ширины путевой колеи.

IMG_6486_1

33. Потолок старого вокзала. Не знаю аутентичный или новодельный.

IMG_6499_1

34. Вдоль окон, выходящих на перрон, расположилась экспозиция, посвященная подвижному составу.

IMG_6500_1

35. Макет рабочего места машиниста электровоза ВЛ-11. Можно посидеть в кресле, подергать ручку контроллера, понажимать кнопки. На экране в это время идет видеоурок на тему "Как стронуть электровоз с места". Следуя указаниям машиниста-инструктора, можно "запустить двигатели" и "дать ход". За "окном" будут проплывать виды станции Кизел.

IMG_6501_1

37. Кроме контроллера, в музее представлены ещё кое-какие электровозные потроха. Это групповой переключатель. Переключает тяговые электродвигатели с последовательно-параллельного на параллельное соединение.

IMG_6502_1

38. Вскрытая модель тепловоза ТЭП60.

IMG_6503_1

39. Как видно на снимке 28, посреди этого зала находится самый привлекательный для детей (а я утверждаю, что и для взрослых тоже) экспонат - действующие макеты двух железнодорожных станций. Они иллюстрируют разные хронологические периоды. Ближе к окну располагается макет станции Ревда. Это как-бы "современность", хотя, если судить по моделькам машинок, ближе всё же к семидесятым годам XX века. Железнодорожный переезд.

IMG_6509_1

40. Здание вокзала.

IMG_6505_1

41. Товарный двор, пакгаузы и тяговая подстанция.

IMG_6508_1

42. Тоннель. В районе Ревды никаких тоннелей нет, но с ним, конечно, красивше.

IMG_6507_1

43. С другой стороны расположен макет станции Верх-Нейвинск. Макет иллюстрирует конец сороковых - начало пятидесятых годов XX века. Время строительства объекта "Свердловск-44" (ныне Новоуральск) и при желании можно вообразить, что макет изображает подвоз грузов на стройку. Снова мифический, но красивый тоннель, пакгаузы. Задником этого макета служит вид знаменитого Верх-Нейвинского пруда.

IMG_6522_1

44. Пути и станционные постройки.

IMG_6524_1

45. Здание вокзала (сейчас другое), пешеходный мост, водокачка.

IMG_6520_1

46. Боковушка макета. Домик железнодорожника. Станция видна вверху, за горой.

IMG_6519_1

47. Модельки вагонов. Внизу на переднем плане - теплушка с надписью "40 человек, 8 лошадей".

IMG_6518_1

48. Инструмент вагонника. Сзади буксы, старая и новая.

IMG_6528_1

49. Чуток исторических документов. Знаменитая "бронь" - удостоверение об отсрочке от призыва в армию.

IMG_6512_1

50. Мастера и рабочие вагонного депо станции Тюмень - инициаторы строительства поезда-бани для бойцов Красной Армии.

IMG_6513_1

51. Экспозиция, посвященная службе связи. На переднем плане телетайпы и радиостанции. Сзади коллекция телефонных аппаратов.

IMG_6529_1

52. Вид следующего зала. Он посвящён службе контактной сети. На стене - рельефная светящаяся карта, иллюстрирующая этапы электрификации Свердловской железной дороги.

IMG_6537_1

53. Макет тяговой электроподстанции.

IMG_6536_1

54. На стенах и под потолком представлены элементы контактной сети.

IMG_6543_1

55. Разумеется, музей не может не осветить отношения железной дороги и нынешнего свердловского губернатора. А.С.Мишарин в дни бурной трудовой молодости. По специальности он как раз контактник.

IMG_6538_1

56. Трудовой династии Мишариных в музее посвящен целый стенд. Вот, например, отец губернатора. Есть ещё и брат, но я думаю, что двоих вполне достаточно.

IMG_6541_1

57. Вид следующего зала. Ближняя ко входу часть.

IMG_6545_1

58. Часть зала дальше от входа.

IMG_6544_1

59. Этот зал посвящен станционному хозяйству во всём его многообразии. Колокол со станции Тюмень, начало XX века.

IMG_6546_1

60. В углу воссоздано рабочее место дежурного по станции начала пятидесятых годов XX века. Высокий коричневый аппарат и коричневый же ящик с ручкой рядом с ним - компоненты электрожезловой системы.

IMG_6547_1

61. Билетопечатающие аппараты разных эпох.

IMG_6550_1

62. Макет купе старинного пассажирского вагона.

IMG_6551_1

63. Макет 40-метрового мостового пролёта.

IMG_6553_1

64. Электровоз на мосту почему-то немецкий.

IMG_6554_1

65. Краткая экскурсия по музею закончена. Своеобразным дополнением к ней может служить осмотр нескольких сооружений, расположенных рядом со зданием. Старинное станционное здание.

IMG_6614_1

66. Водонапорная башня напротив Северного автовокзала.

IMG_6617_1

67. Ещё одна башня.

IMG_6619_1

Ну и напоследок. Музей работает с 9 утра до 6 вечера, выходной - воскресенье, понедельник. Цены по состоянию на осень 2010 года: билет 100 руб, фотосъёмка 150 руб. Для школьников, студентов, пенсионеров и организованных групп имеются скидки.
Tags: Екатеринбург, Свердловская область, желдор, здания, история, музей, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →