Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Музей истории, науки и техники Свердловской ж/д

Дорожный музей открылся в Свердловске в 70-х годах XX века и в то время представлял из себя центр научно-технической информации для работников железнодорожного транспорта. Экскурсии для лиц, не имеющих отношения к отрасли, проводились по записи. Для широкой публики музей открылся в 2003 году после переезда в здание старого железнодорожного вокзала. В этом году была проведена реконструкция здания, обустроена прилегающая территория, проведена работа по дополнению и размещению экспозиции.

1. Экскурсию по музею можно начинать ещё снаружи, с привокзальной территории, огороженной нарядным заборчиком. Прежде всего, внимание привлекает само здание вокзала, покрашенное в красно-белой гамме. Оно построено в 1878 году известным петербургским архитектором П.П.Шрейбером в псевдорусском стиле. Почти такой же вокзал был построен в Перми. Эти здания отмечали начало (Пермь) и конец (Екатеринбург) Горнозаводской железной дороги - первой железнодорожной магистрали Урала. Со временем объём перевозок вырос, увеличилась сеть железных дорог, и здание перестало справляться с возложенными на него изначально задачами. С 1914 года, после постройки в Екатеринбурге нового вокзала, старый стал использоваться как воинский. Эти функции он выполнял до конца Советской власти и какое-то время после. Затем здание пустовало, приходило в негодность, пока в 2003 году не было отремонтировано и реконструировано. Удалось воссоздать первоначальный внешний вид здания. Оно выполнено в виде одноэтажных каменных палат с длинными боковыми крыльями, которые оканчиваются подобием теремов XVI-XVII веков. По центру здания находится крыльцо, в его углах установлены мощные четырехугольные колонны. Колонны подпирают крышу в виде башенки-терема.

IMG_6385_1.JPG


2. На башенке видны даты "1878-2003", ниже - герб Екатеринбурга.

IMG_6373_1.JPG

3. Площадь перед вокзалом заставлена произведениями в жанре садово-паркового искусства или, как сейчас принято говорить, городской скульптуры. Они различны как по манере исполнения, так и по художественному вкусу. Прямо перед входом установлена скульптурная группа под названием "Пассажиры". Сфотографироваться на их фоне считает своим долгом каждая ТП, проходящая мимо.

IMG_6731_1

4. Следующая фигура изображаетъ начальника станцiи (котораго мы потеряли), онъ даётъ послѣднiй звонокъ.

IMG_6729_1

5. В стиле соцреализма изображена знаменитая баба-шпалоукладчица.

IMG_6725_1

6. Проводница. На скульптура оказал влияние Михаил Шемякин.

IMG_6732_1

7. Путейские рабочие. Композиция выполнена в ироничном ключе, очень симпатично. Цигарка в пальцах тощего работяги постоянно обновляется заботами всевозможных доброхотов.

IMG_6734_1

8. Коллекция объектов, не поместившихся внутрь из-за размеров. Шлагбаум.

IMG_6726_1

9. Семафор.

IMG_6727_1

10. Вагонные тележки. Слева старая, с откидывающимися крышками букс, справа современная.

IMG_6728_1

11. Одна из мраморных ваз, изготовленных в конце XIX века, в честь открытия ветки Екатеринбург-Верхний Уфалей-Челябинск. Устанавливались на станциях по всему маршруту.

IMG_6376_1.JPG

12. Осмотрев территорию, отправляемся внутрь. Доска у дверей.

IMG_6387_1.JPG

13. Вестибюль. Перед входом музейная касса. Такие двери разделяют вокзальные (теперь музейные) залы.

IMG_6439_1

14. Гардероб. Подлинной мебели, разумеется, не сохранилось, современная изготовлена "по мотивам". Не повезло и интерьерам, сохранились разве что железные колонны, подпирающие потолок (впрочем, я и в этом не уверен).

IMG_6440_1.JPG

15. Каждый зал разделён на зоны. Самая первая посвящена истории Свердловской железной дороги со дня основания до середины XX века.

IMG_6446_1

16. Без паровоза Черепановых, разумеется, никуда. Макет установлен у самого входа и кагбе символизирует предтечу регулярных железных дорог.

IMG_6441_1.JPG

17. Ещё один ракурс.

IMG_6442_1

18. Картина, изображающая Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых. Кто из них отец, а кто сын? На свои портреты они почему-то не похожи. Видимо, художник так видел.

IMG_6444_1

19. Схема Горнозаводской (Уральской) железной дороги - первой железной дороги Урала, открытой в 1878 году. Прошу пардону за качество снимка, руки не из того места растут.

IMG_6449_1

20. Инсталляция, изображающая вокзальный перрон. Очевидно, по мотивам стихотворения Маршака.

IMG_6451_1

21. Паровозное депо станции Екатеринбург.



22. Вагонный сарай.

IMG_6458_1

23. План здания на станции Екатеринбург II (ныне Шарташ). Что это за здание, я затрудняюсь сказать, видимо, оно снесено или перестроено до неузнаваемости.

IMG_6460_1

24. Форменная пряжка Пермской железной дороги.

IMG_6467_1

25. Дореволюционное удостоверение помощника машиниста.

IMG_6475_1

26. Дореволюционное удостоверение машиниста.

IMG_6473_1

27. Модель котла паровоза серии ФД в разрезе. Рядом рабочий инструмент кочегара.

IMG_6463_1

28. Следующие зоны построены по тематическому принципу. Они рассказывают о конкретных частях железнодорожного хозяйства. Осмотр начинаем с путевой части. Возле колонны справа притулился ручной стрелочный перевод.

IMG_6476_1

29. Часть перевода крупнее. Позади изображение стрелочника. Внизу одни из представителей многочисленного племени железнодорожных фонарей.

IMG_6526_1

30. Оглянемся назад. У стенки коллекция старинных рельсов, есть и импортные, есть и местных производителей - надеждинского и Демидовского нижнетагильского заводов. Демидовский - тот что справа, самый ржавый.

IMG_6478_1

31. Для сравнения рядом обрезки современных рельсов.

IMG_6485_1

32. Шаблоны для измерения ширины путевой колеи.

IMG_6486_1

33. Потолок старого вокзала. Не знаю аутентичный или новодельный.

IMG_6499_1

34. Вдоль окон, выходящих на перрон, расположилась экспозиция, посвященная подвижному составу.

IMG_6500_1

35. Макет рабочего места машиниста электровоза ВЛ-11. Можно посидеть в кресле, подергать ручку контроллера, понажимать кнопки. На экране в это время идет видеоурок на тему "Как стронуть электровоз с места". Следуя указаниям машиниста-инструктора, можно "запустить двигатели" и "дать ход". За "окном" будут проплывать виды станции Кизел.

IMG_6501_1

37. Кроме контроллера, в музее представлены ещё кое-какие электровозные потроха. Это групповой переключатель. Переключает тяговые электродвигатели с последовательно-параллельного на параллельное соединение.

IMG_6502_1

38. Вскрытая модель тепловоза ТЭП60.

IMG_6503_1

39. Как видно на снимке 28, посреди этого зала находится самый привлекательный для детей (а я утверждаю, что и для взрослых тоже) экспонат - действующие макеты двух железнодорожных станций. Они иллюстрируют разные хронологические периоды. Ближе к окну располагается макет станции Ревда. Это как-бы "современность", хотя, если судить по моделькам машинок, ближе всё же к семидесятым годам XX века. Железнодорожный переезд.

IMG_6509_1

40. Здание вокзала.

IMG_6505_1

41. Товарный двор, пакгаузы и тяговая подстанция.

IMG_6508_1

42. Тоннель. В районе Ревды никаких тоннелей нет, но с ним, конечно, красивше.

IMG_6507_1

43. С другой стороны расположен макет станции Верх-Нейвинск. Макет иллюстрирует конец сороковых - начало пятидесятых годов XX века. Время строительства объекта "Свердловск-44" (ныне Новоуральск) и при желании можно вообразить, что макет изображает подвоз грузов на стройку. Снова мифический, но красивый тоннель, пакгаузы. Задником этого макета служит вид знаменитого Верх-Нейвинского пруда.

IMG_6522_1

44. Пути и станционные постройки.

IMG_6524_1

45. Здание вокзала (сейчас другое), пешеходный мост, водокачка.

IMG_6520_1

46. Боковушка макета. Домик железнодорожника. Станция видна вверху, за горой.

IMG_6519_1

47. Модельки вагонов. Внизу на переднем плане - теплушка с надписью "40 человек, 8 лошадей".

IMG_6518_1

48. Инструмент вагонника. Сзади буксы, старая и новая.

IMG_6528_1

49. Чуток исторических документов. Знаменитая "бронь" - удостоверение об отсрочке от призыва в армию.

IMG_6512_1

50. Мастера и рабочие вагонного депо станции Тюмень - инициаторы строительства поезда-бани для бойцов Красной Армии.

IMG_6513_1

51. Экспозиция, посвященная службе связи. На переднем плане телетайпы и радиостанции. Сзади коллекция телефонных аппаратов.

IMG_6529_1

52. Вид следующего зала. Он посвящён службе контактной сети. На стене - рельефная светящаяся карта, иллюстрирующая этапы электрификации Свердловской железной дороги.

IMG_6537_1

53. Макет тяговой электроподстанции.

IMG_6536_1

54. На стенах и под потолком представлены элементы контактной сети.

IMG_6543_1

55. Разумеется, музей не может не осветить отношения железной дороги и нынешнего свердловского губернатора. А.С.Мишарин в дни бурной трудовой молодости. По специальности он как раз контактник.

IMG_6538_1

56. Трудовой династии Мишариных в музее посвящен целый стенд. Вот, например, отец губернатора. Есть ещё и брат, но я думаю, что двоих вполне достаточно.

IMG_6541_1

57. Вид следующего зала. Ближняя ко входу часть.

IMG_6545_1

58. Часть зала дальше от входа.

IMG_6544_1

59. Этот зал посвящен станционному хозяйству во всём его многообразии. Колокол со станции Тюмень, начало XX века.

IMG_6546_1

60. В углу воссоздано рабочее место дежурного по станции начала пятидесятых годов XX века. Высокий коричневый аппарат и коричневый же ящик с ручкой рядом с ним - компоненты электрожезловой системы.

IMG_6547_1

61. Билетопечатающие аппараты разных эпох.

IMG_6550_1

62. Макет купе старинного пассажирского вагона.

IMG_6551_1

63. Макет 40-метрового мостового пролёта.

IMG_6553_1

64. Электровоз на мосту почему-то немецкий.

IMG_6554_1

65. Краткая экскурсия по музею закончена. Своеобразным дополнением к ней может служить осмотр нескольких сооружений, расположенных рядом со зданием. Старинное станционное здание.

IMG_6614_1

66. Водонапорная башня напротив Северного автовокзала.

IMG_6617_1

67. Ещё одна башня.

IMG_6619_1

Ну и напоследок. Музей работает с 9 утра до 6 вечера, выходной - воскресенье, понедельник. Цены по состоянию на осень 2010 года: билет 100 руб, фотосъёмка 150 руб. Для школьников, студентов, пенсионеров и организованных групп имеются скидки.
Tags: Екатеринбург, Свердловская область, желдор, здания, история, музей, экскурсия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments