Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Кушва. Советский город.

Кушва. Гора и завод.
Кушва. Старый город.

Итак, закончив осмотр заводской части Кушвы, двинемся наверх, в гору. Между прудом и Благодатью находится район города, до сих пор называемый Ру́дником, именно так, с ударением на первом слоге. Его вид красноречиво рассказывает о судьбе города в XX веке. Если завод, а с ним и заводской посёлок, медленно загибались, то Гороблагодатское рудоуправление жило относительно благополучно. Техническое перевооружение, модернизация, новые технологии, рост добычи привели к тому, что у горняков было достаточно средств для обустройства своего места проживания. Дореволюционные избы уцелели здесь на глухих окраинах, на склонах горы. Центральные районы застроены многоквартирными домами. Имеется развитая инфраструктура, почти отсутствующая на левобережье - учреждения культуры, образования и здравоохранения, магазины и торговые центры и т.п. Лихое постсоветское время нанесло всему этому огромный урон и всё же именно здесь чувствуется, что жизнь в городе продолжается, что люди к чему-то стремятся и надеются на изменения к лучшему.

1. Прежде чем идти в центр города, спустимся ещё разок к пруду. У пруда заканчивается улица Строителей, центральная улица Кушвы, которую мы по традиции начнём осматривать от конца к началу. Здесь нас встречает уцелевший советский артефакт.


2. Спорткомплекс "Горняк". На переднем плане стадион, слева виден кусочек одноимённого Дворца спорта, который я почему-то так и не сфотографировал целиком.


3. Здание бывшей школы № 1, вернее его центральная часть. Улица здесь узкая и заснять здание целиком не получилось. Судя по виду, постройка довоенная или проект здания довоенный, мне точно неизвестно. Ныне здесь располагается вечерняя школа.


4. Выходим на берег пруда. Осенью здесь довольно сурово, дует пронизывающий ветер, волны с плеском набегают на берег. Летом, конечно, настроение совсем другое. На противоположном берегу виден район Степановка.


5. В этом месте на правом берегу пруда оборудована зона отдыха - пляж, раздевалки, лодочная станция. Можно полюбоваться на заводские корпуса на другом берегу.


6. От пруда двигаемся назад. На пересечении улиц Строителей и Луначарского находится парк с военным мемориалом. В парке установлен БТР-70, главная приманка для детворы.


7. Мемориал посвящён всем войнам последнего времени. Вот памятник, погибшим в Афганистане.


8. От парка спускаемся (на самом деле поднимаемся, так как дорога идёт в гору) к треугольной площади, основание которой занимает здание горсовета. На площади установлен очень масштабный для Кушвы памятник борцам за Советскую власть в годы Гражданской войны. Фото так себе, но в более лучших условиях я почему-то это место не фотографировал. Впрочем, что это за памятник можно понять и так. Фигура из чугуна высотой 11 метров отлита в Ленинграде по проекту скульптора В. Егорова. Открытие состоялось 6 ноября 1973 года.


9. На стене горсовета позади памятника укреплены изображение ордена Знак Почёта, которым Кушва была награждена в 1985 году...


10. ...и плита с текстом Указа о награждении.


11. На памятнике укреплён список частей 29-й стрелковой дивизии Красной Армии, сражавшихся с белыми в районе Кушвы осенью 1918 года. Правда, почему-то не упомянут 225-й Китайский Интернациональный стрелковый полк.


Я уже упоминал, что маленькая Кушва переполнена артефактами, связанными с Гражданской войной. Одних мемориальных досок установлено по городу едва ли не два десятка. 9 памятников и обелисков, в том числе в окрестностях Кушвы: в посёлке Баранчинском и Верхней Туре. Памятник на площади по своей монументальности достоин иного областного центра. Люди, хорошо знакомые с историей Гражданской войны, особенно Гражданской войны на Урале, сразу поймут в чём тут дело. Для остальных дам короткую историческую справку. Белые наступали на Урал с двух сторон. Уральская группа, главной ударной силой которой были чешские легионеры, в течение июня-сентября 1918 года заняла обширную территорию, двигаясь от Челябинска через Екатеринбург на Пермь. Попытка наступления на Пермь по короткому пути от Екатеринбурга на Кунгур провалилась, после чего было предпринято наступление вдоль линии Горнозаводской железной дороги. 4 октября белые взяли Нижний Тагил и, развивая первоначальный успех, прорвались к Кушве, но удержать её не смогли. Красные контратакой выбили их оттуда и оттеснили в район станции Лая, на полпути между Кушвой и Нижним Тагилом. Здесь, опираясь на развитую систему укреплений, которую некоторые историки даже называют Кушвинским Уром, термином взятым из более позднего времени, красные оборонялись почти два месяца, навязав белым тяжёлые позиционные бои.

Другая группа белых войск наступала с востока, из Сибири. Её основу составляла армия Временного Сибирского правительства (Сибирская армия). Двигаясь через Тобольск - Туринск - Алапаевск, к концу сентября эти войска овладевают всем восточным Уралом и начинают преследовать отступающих красных в направлении Верхотурья. Здесь в течение первой половины октября идут ожесточённые бои, 14 октября белым всё же удаётся занять Верхотурье, но дальше продвинуться они не могут. Наступает позиционное равновесие. Частью сил белые пытаются обойти левый фланг красных с севера и к началу ноября занимают Надеждинский завод (Серов), Турьинские рудники (Краснотурьинск) и Никито-Ивдельское (Ивдель). Т. о. линия фронта образует выступ, уходящий на восток, рассекающий боевые порядки белых и препятствующий соединению Уральской и Сибирской групп войск. В центре этого выступа находится Кушва. Обладание районом Кушвы - узловой железнодорожной станцией и рядом заводов, в том числе производящих боеприпасы, приобрело для обеих сторон стратегическое значение.

Бои за кушвинский плацдарм продолжаются около двух месяцев. Перелом наступает 29 ноября 1918 года, когда после неудачного наступления красных на Верхотурье, белые переходят в контрнаступление, окружают и уничтожают 3-ю бригаду 29-й сд в сражении у станции Выя и через Верхнюю Туру начинают наступление на Кушву. Одновременно переходят в наступление с юга застрявшие под Лаей части 7-й Уральской пехотной дивизии. Деморализованние поражением красные оставляют Кушву 3 декабря после ожесточённого боя. Железная дорога у тому времени уже перерезана белыми, занявшими станцию Азиатская. Отступать приходится лесом в лютый мороз, утопая в глубоком снегу. Начинается безостановочное бегство к Перми и далее на запад, к Вятке - события, получившие в исторической литературе название "Пермская катастрофа" и едва не вызвавшие обвал всего Восточного фронта Красной Армии. А начало этой катастрофы положили бои за Кушву.

12. Вид из-за спины памятника на улицу Строителей. Вдали на домами возвышается поросшая лесом Благодать.


13. Стандартный хрущовский почтампт.


14. Здание суда.


15. На противоположной стороне школа № 3. Проект опять же типовой, хрущовский.


16. Далее идёт участок, застроенный пятиэтажками 447-й серии.


17. Перекрёсток с улицей Союзов. Чуть углубимся сюда.


18. С одной стороны улица Союзов застроена 447-ми хрущовками, а с другой симпатичными недавно покрашенными сталинками.


19.


20. Возвращаемся на Строителей. Перекрёсток Строителей и Союзов справа и слева оформлен одинаковыми угловыми домами. Не всем сталинкам в городе повезло. Чётная сторона улицы (на фото) давно ждёт ремонта.


21. Зато нечётная выкрашена в кислотно-зелёный цвет.


22. Улица Строителей.


23. Ещё улица Строителей. Впереди трехсторонний перекрёсток, направа поворачивает улица Маяковского, по ней мы шли к горе Благодать, налево уходит улица Магистральная.


24. Свернём на Магистральную. Её чётная сторона застроена каменными сталинками, а нечётная вот такими двухэтажными домиками, КМК довоенной постройки.


25.


26. По Магистральной выходим к площади Культуры. Зацените рельеф местности. Фактически это подножие Благодати.


27. Украшением площади является типовой ДК Горняков. Проект К. К. Барташевича был разработан в конце 1940-х годов и строился в течении двадцати лет в десятках, а может и сотнях, городов СССР. На протяжении этой долгой жизни проект дважды видоизменялся, сначала, на волне борьбы с "архитектурными излишествами", здание лишилось декора, превратившись в "ободранную сталинку", а затем потеряло главный визуальный элемент - колоннаду.


28. В Кушве, слава богу, проект представлен в своём изначальном виде. Главный вход в ДК.


29. Кроме богатого декора, украшением здания являются скульптуры горняков и геологов в форме сталинского периода. Такое редко где увидишь, обычно устанавливают фигуры абстрактных рабочих и трудовых интеллигенток. На фото вверху - скульптуры, установленные по бокам главной лестницы, внизу - скульптуры у входа в ДК.


30. Восточную часть площади ограничивает здание школы № 4. Я так и не понял, это главный или задний фасад здания.


31. Оформление входа.


32. Застройка южной стороны площади.


33. Чтобы закруглить тему сталинок, покажу пару домов, построенных очевидно Кушвинским заводом. Находятся на улице Советской недалеко от заводской проходной.


34. Разница возможностей завода и рудника видна невооружённым глазом.


35. Переходим к осмотру позднесоветской Кушвы. Торговый центр на улице Коммуны. Ныне второй этаж здания занимает вездесущий "Магнит", на первом находится рынок - дитя девяностых. Кстати, сзади слева - редкий пятиэтажный вариант панельки 97-й серии.


36. Возле "Магнита" базарчик, ещё один привет из девяностых. На заднем плане какая-то модификация "гостинки" 80-й серии.


37. Разнообразие пятиэтажек в Кушве очень велико. Эту я не опознал.


38. Кушвинский двор. Зацените рельеф.


39. Строили в Кушве из всего, что попадётся под руку, из кирпича, панелей, блоков, из вот такого материала - нечто среднего между блоками и кирпичом.


40. Угол Фадеевых и Володарского.


41. Ещё один советский артефакт.


42. Одна из немногочисленных новостроек - здание Сбербанка. Строительство в Кушве, как и во многих других подобных городах, прекратилось в начале девяностых. Даже индивидуального строительства почти нет. Город производит впечатление ветшающего.


43. Частный сектор Кушвы, как и положено старому городу, очень велик. Посмотрим на него немного.


44.


45.


46.


47.


В следующей части - рассказ о железной дороге и посёлке Восток.
Кушва. Железная дорога и посёлок Восток.
Tags: Кушва, Свердловская область, Урал, города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments