Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Верхняя Тура.

Верхняя Тура находится в 8 километрах к северу от Кушвы. Когда-то Верхнетуринский завод входил в единый комплекс Гороблагодатских заводов, здесь производилась переработка кушвинского чугуна, административное подчинение Кушве сохранилось и в советское время. Оба города числят в своих отцах-основателях В. Н. Татищева, их родство проявляется и в своеобразном отступлении от общеуральской традиции определения даты рождения городов: в Кушве считают от времени открытия рудника на горе Благодать в 1735 году, а в Верхней Туре от постройки заводской плотины в 1737 году.

Поездка в Верхнюю Туру произошла спонтанно. Однажды июльским вечером мне сказали: "Хочешь съездить в Верхнюю Туру? Собирайся, поехали." Я, разумеется, не стал упускать такой возможности. Однако, проявленная любезность несла в себе не только великолепную возможность познакомиться с городом, но и определённые неудобства - я был ограничен во времени и в выборе маршрута. Не удалось, например, осмотреть советские кварталы Верхней Туры, а также железнодорожную станцию Верхняя на серовской ветке. Однако, более или менее полное представление о городе всё же удалось составить.

1. Въезд в Верхнюю Туру со стороны Кушвы осуществляется по улице К. Либкнехта, которая тянется вдоль правого берега заводского пруда. Судя по всему, она представляет собой часть старого заводского посёлка и на ней сохранилась довольно цельная дореволюционная застройка. На фото дома на улице К. Либкнехта - двухэтажный пятистенок с "парадным крыльцом" и каменный "образцовый" дом.


2. Ещё один каменный дом с подклетом.


3. Ближе к центру начинают попадаться сталинки, в том числе довольно оригинальные, как вот этот деревянный дом.


4. Сворачиваем на улицу Машиностроителей, которая когда-то являлась прямым продолжением заводской плотины. Улица идёт с запада на восток, на фото сталинка на углу Машиностроителей и К. Либкнехта.


5. Улица Машиностроителей - главная улица Верхней Туры. Толком осмотреть её не удалось, мы спешили к Мемориалу Славы, поэтому приходится ограничиться словесным описанием. В начале улица застроена типовыми двух-, трёхэтажными сталинками, дальше идут хрущобы и брежневки. Здесь расположен общественный и административный центр города: кинотеатр, который я не снял, основные магазины и рынок, административные здания.


6. Военный мемориал, открытый в 1984 году, сооружен на холме и очень напоминает аналогичный мемориал в Кувандыке.


7. Памятник на вершине холма крупнее.


8. Слева от мемориала, в деревянном здании 1907 года постройки располагается детская школа искусств. А рядом с ней в бывшей трансформаторной будке в 2005 году была открыта часовня в честь Георгия Победоносца. Кстати, с другой стороны к ДШИ примыкает администрация Верхней Туры. Но располагается она в таком невзрачном здании, что я её попросту не заметил и, вопреки обыкновению, не сфотографировал.


9. Водонапорка на холме позади мемориала.


10. Прямо напротив мемориала - представитель местного МЖК, пятиэтажный вариант 86 серии 1992 года постройки.


11. Возвращаемся в историческую часть города. Её осмотр начнём с предзаводской площади, в северо-восточном углу которой находится дом управителя Верхнетуринского завода, на фото зелёное одноэтажное здание.


12. Оказывается Кушва не единственный город, где демонстрируются пустые постаменты при отсутствии памятников. В Верхней Туре тоже можно наблюдать такое. Вроде бы, здесь раньше стояла фигура Г. К. Орджоникидзе, но затем бесследно исчезла.


13. Позади пустого постамента с восточной стороны площади расположен небольшой парк, разбитый в советское время. До революции на этом месте стоял Никольский собор, построенный в 1832 году. Собор бы снесён в 1936 году, а в 2004-м в парке был поставлен поклонный крест.


14. Надпись на кресте.


15. С южной стороны к предзаводской площади примыкает улица Советская. На ней находится роскошное по масштабам Верхней Туры предвоенное здание, представитель переходного периода от конструктивизма к сталинскому неоклассицизму. Кажется, это единственное такое здание в городе, видимо, в своё время было выстроено для начальства.


16. Рядом с ним - типовые послевоенные двухэтажки.


17. По чётной стороне Советской сохранилась дореволюционная застройка.


18. Продолжаем исследовать окрестности предзаводской площади. На сей раз пройдём чуть севернее по улице К. Либкнехта. Заброшенное здание на углу. В отличие от Кушвы, в Верхней Туре брошенных зданий мало и они имеют куда более цивильный вид.


19. Памятная доска на здании.


20. Уголок старой Верхней Туры.


21. Пожарное депо.


22. Возвращаемся на площадь. Управление Верхнетуринского завода. Здание первоначально было двухэтажным, позднее надстроено ещё одним этажом.


23. Доска на здании заводоуправления. От черты на плите отсчитывался уровень полного скопа воды в заводском пруду.


24. От площади идёт довольно крутой спуск к плотине.


25. Вид заводоуправления с торца.


26. Заводские ворота. Верхнетуринский завод - режимный объект, поэтому его съёмка сопряжена с известными трудностями. Хотя ворота и то, что видно поверх забора, кажется можно фотографировать невозбранно.


27. Вид поверх забора на один из заводских корпусов. Благодаря особому режиму, а так же тому, что предприятие до сих пор находится в государственной собственности, удалось сохранить производственные корпуса постройки конца XIX-начала XX в.в. Причём это не отдельные чудом сохранившиеся строения, а целый заводской комплекс, включающий кузнечно-литейные, прессовые, сборочные и другие цеха.


28. Попасть на завод простому смертному почти невозможно, поэтому для иллюстрации дальнейшего рассказа, воспользуемся фотографиями из Кушвинского музея. Благо, как я уже упоминал, внешний вид старых корпусов почти не изменился. Верхнетуринский завод был запущен почти одновременно с Кушвинским в 1739 году. Правда, в отличие от узкоспециализированного Кушвинского завода, он был более универсален. Наряду с доменным производством, здесь было железоделательное производство, механическая фабрика. Завод производил широкий ассортимент изделий из металла: пушечные лафеты, ядра, бомбы, якоря, корабельный балласт, архитектурные украшения. На фото один из цехов Верхнетуринского завода.


29. Завод старался не отставать от технического прогресса. В 1846 году здесь была сооружена внутризаводская железная дорога. В 1862 году запущены первые на Урале конвертеры для производства стали по методу Бессемера (впрочем, остановленные через два года). На фото прессовая фабрика Верхнетуринского завода.


30. В 1811 году завод приступил к производству артиллерийских орудий. Поначалу дело шло трудно - гороблагодатская руда была чрезвычайно тугоплавкой, на имеющемся оборудовании було трудно выплавлять металл необходимой жидкости, он получался крупнозернистым, стволы не имели нужной прочности и почти половина из отлитых пушек шла в брак. Понадобились годы, в течение которых верхнетуринские специалисты не раз ездили за рубеж для изучения опыта, провели множество опытов с целью нахождения доли гороблагодатской руды, необходимой для получения качественного пушечного чугуна. В 1834 году успех, наконец, был достигнут и верхнетуринские пушки пошли в армию и на флот. После реконструкции в 1840 году ВТЗ стал одним из основных поставщиков крупнокалиберных орудий, наряду с Олонецким (Александровским) заводом. Крепостными единорогами из Верхней Туры были оснащены крепости от Свеаборга до Владивостока. Осадные орудия с Урала принимали участие во всех войнах, которые вела Россия во второй трети XIX века. Наивысшим достижением верхнетуринцев стало производство корабельных бомбических пушек, положивших конец деревянному военному флоту. Конструкция бомбических пушек позволяла стрелять разрывными бомбами с мощным зарядом по настильной траектории (до появления этих пушек бомбами стреляли только по навесной траектории). Звёздный час верхнетуринских пушек настал 30 ноября 1853 года, когда корабли Черноморского флота, вооружённые бомбическими орудиями, уничтожили турецкий флот в Синопском сражении. С кораблей пушки перекочевали на севастопольские бастионы, где им пришлось отбивать атаки союзников по антирусской коалиции в начавшейся Крымской войне.

На фото 68-фунтовая корабельная бомбическая пушка, отлитая в 1852 году на Верхнетуринском заводе, установлена у входа в Кушвинский музей. 68 фунтов - это не вес, а калибр орудия. В переводе на более привычные нам меры это составляет 8 дюймов или 203 миллиметра. Пушка могла послать бомбу весом более 23-х килограммов на расстояние в 2 километра. Разрыв этой бомбы проделывал в деревянной обшивке корабля дыру площадью более 1 кв. метра. Для потопления линкора было достаточно 20-25 выстрелов.


31. Клеймо производителя.


32. Крымская война стала лебединой песней гладкоствольной чугунной артиллерии. Наступал век стальных нарезных скорострельных пушек. В 1866 году ВТЗ прекратил производство пушек, так как не имел для этого необходимого оборудования, и перешёл на изготовление артиллерийских снарядов. На заводе был налажен выпуск более 10 типов снарядов калибром от 3-х до 14-ти дюймов.


33. Боеприпасы, изготовленные на Верхнетуринском заводе, в экспозиции Кушвинского музея.


Производство снарядов на заводе продолжилось и в советское время. В апреле 1943 года заводчане за 10 дней освоили производство бронебойного подкалиберного снаряда 53-БР-354П, а с сентября 1943 года начали выпуск кумулятивных снарядов 53-БП-350А, позволивших нашим войскам уравнять шансы в поединке с "толстошкурыми" немецкими "кошками". В послевоенное время основу военной продукции завода, который стал называться Верхнетуринским машиностроительным (ВТМЗ), составляли 100-мм и 122-мм кумулятивные снаряды, 152-мм осветительные снаряды и корпуса для снарядов РСЗО "Град". В постсоветское время, из-за резкого сокращения военных заказов, ВТМЗ наладил выпуск гражданской продукции, например, вакуумных высоковольтных выключателей. Какое-то время удавалось сводить концы с концами, но военная реформа, связанная с именем министра обороны А. Э. Сердюкова, окончательно подкосила экономическое положение завода. В последние годы военных заказов почти нет, и с 2010 года завод находится в стадии банкротства.

34. Продолжим, однако, осмотр города. Плотина Верхнетуринского пруда. На ней обустроена вполне цивильная набережная.


35. Набережная Верхнетуринского пруда.


36. Прорез плотины с затворами. На переднем плане противоледовые сваи.


37. Ещё один вид прореза плотины.


38. Верхнетуринский пруд, вид на юг. На противоположном берегу правее центра кадра видна горка, носящая название Сопка Ермака.


39. Сопка Ермака поближе. Согласно местной легенде, на этой горе зимовал Ермак по пути в Сибирь. И, разумеется, зарыл здесь клад - какая же легенда без клада. На самом деле, Ермак здесь никогда не был, он проследовал парой десятков километров южнее, по рекам Баранче и Тагилу. Но для легенды это неважно. В XIX веке на Сопке Ермака пытались добывать медную руду, но все шахты были заброшены уже к концу века. Чуть ближе на стрелке пруда виден кусок леса (он темнее по цвету). Это ещё одна достопримечательность Верхней Туры - лесопосадка, где деревья высажены в форме лозунга "Слава КПСС!". Разглядеть надпись можно только сверху.


40. Дома на левом берегу пруда.


41. Правый берег. На берегу водная станция.


42. Водная станция поближе.


43. Отправимся на левобережье Туры. Церковь Александра Невского, построена в 1907 году, с 1939-го по 1990-й была закрыта. Сейчас возвращена РПЦ и отреставрирована.


44. Какое-то дореволюционное здание рядом с церковью, кажется воскресная школа. Сейчас - жилой дом.


45. Односрубная изба-четырёхстенок с крытым двором "отполком".


46. Монументальная водяная колонка.


47. В заключение - несколько видов Верхней Туры от церкви Александра Невского. Цеха ВТМЗ, построенные в советское время.


48. Заводская подстанция на горке.


49. Вид в сторону центра города.

Tags: Верхняя Тура, Свердловская область, Урал, города
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →