Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Городская электричка. От Шарташа до Уктуса.

Рассказ о Екатеринбургской городской электричке у меня как-то не задался. То времени писать нет, то настроения. А между тем материал стремительно устаревает, и я уже задумывался о том, чтобы забросить это дело. Тем более, что частично он уже использован в других постах. Но потом решил, что кое-какое представление об этом виде транспорта Екатеринбурга читатели моего журнала всё же должны иметь.

Странно, но толковой схемы Екатеринбургской городской электрички в Сети до сих пор нет, поэтому пришлось сооружать её самому. Общая длина линии ГЭ составляет примерно 30 километров, количество остановок - 11. От станции Екатеринбург-Сортировочный до станции Шарта́ш ГЭ идёт по главному ходу Транссиба, потом переходит на ветку Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск. Маршрут спланирован достаточно толково, насколько это возможно в условиях Екатеринбурга, в единой транспортной связи оказались северные районы города (Сортировка, Семь Ключей), железнодорожный вокзал, центр (конечно, достаточно условный центр), восток и юг города (Уктус и Керамик). Общее время в пути - примерно 1 час. Автомобилистам, наверное, нет смысла пересаживаться со своего железного коня на "паровоз", а вот для безлошадных жителей Вторчермета или Уктуса ГЭ стала большим подспорьем. Главной проблемой ГЭ остаётся то, что часть пути она должна следовать по Транссибу, что не позволяет превратить её в полноценный регулярный городской транспорт, нужно приспосабливаться к графику движения Транссиба. Сейчас составы ГЭ ходят примерно раз в час, с 4:42 до 19:22 по московскому времени, причём примерно с 13:00 до 15:30 в расписании электрички существует "окно". Ещё одна проблема - несовпадение тарифов на проезд в ГЭ и остальном городском транспорте, а также невозможность оплаты проезда в ГЭ Е-картой. Тем не менее, ГЭ как вид транспорта востребована, в год она перевозит примерно 2,5 миллиона пассажиров, и даже пуск метро с Ботаники не смог существенно сократить этот поток.

1. Схема Екатеринбургской городской электрички.


Чуть-чуть истории. Екатеринбургская гордская электричка заработала с 1 сентября 2005 года. Для её запуска пришлось проделать большую подготовительную работу. Т.к. ветка Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск неэлектрофицирована, для начала пришлось навесить контактную сеть на участке от Шарташа до Керамика. Были сооружены три дополнительные платформы для посадки-высадки пассажиров. Первоначально на линии ходили специальные 4-вагонные составы в оригинальной раскраске. Но поскольку ГЭ быстро приобрела популярность, в эти составы народ набивался как в трамвай в час пик и вскоре они были заменены на обычные 6-вагонные электропоезда. Сейчас отличить состав ГЭ от обычного электропоезда можно только по маршрутному указателю на головном вагоне. Оплата проезда осуществляется у кондукторов внутри вагона, тариф на 16.04.2012 составляет 22 рубля, для сравнения на остальном городском траспорте - от 14,27 до 18 рублей в зависимости от тарифа.

Я покажу участок линии ГЭ от станции Шарташ до станции Керамик. Участок от Екатеринбурга-Сортировочного до ж/д вокзала (Екатеринбург-Пассажирский) показывать не буду, фотографии очень плохого качества, т.к. делались на ходу через грязное стекло вагона. Прогуляться пешком по этому участку проблематично, движение там как на оживлённом проспекте. Участок Екатеринбург-Пассажирский - Шарташ я уже показывал, когда рассказывал об участке Транссиба, проходящем через город, повторяться не вижу смысла.

2. Итак, в предыдущем рассказе мы остановились на выходе со станции Шарташ, там где главный ход Транссиба отходит левее, а справа начинаются ветки на Челябинск, одна через Каменск-Уральский, другая через Верхний Уфалей. Посмотрим ещё раз - крайняя правая линия, уходящая на насыпь, это линия на Каменск-Уральский, по ней идёт рельсовый автобус РА-2. Средняя свободная ветка - это линия на Верхний Уфалей, по ней и пойдёт выходящая с Шарташа городская электричка. Левая ветка, на которой стоит грузовой состав - одна из веток Транссиба.


3. РА-2, проходящий по путепроводу над линией ГЭ.


4. Окончательное расхождение Транссиба и ветки на Верхний Уфалей. Ветка Екатеринбург - Верхний Уфалей - Челябинск построена в 1896 году, именно с её помощью Уральская железная дорога, бывшая прежде островной, соединилась с общероссийской железнодорожной сетью. Средний Урал получил выход к Транссибу, правда, пока через боковое ответвление. Начиная со второй половины 1920-х годов, после постройки линии через Каменск-Уральский, движение по этой ветке резко сократилось. Грузовое движение обслуживает местные нужды. Из ПДСов замечены только неизвестно почему загнанный сюда "Баку-Тюмень" да сезонный "Нижний Тагил - Адлер". Ходит пара пригородных поездов - на Полевской и Верхний Уфалей. Ну и городская электричка, конечно. Для любителей фотографировать городскую изнанку малодеятельность этой ветки - благо, можно без опаски для здоровья прогуляться вдоль путей и сфотографировать всё, что надо. Впереди офисное здание с кучей контор, начиная от стройфирм и заканчивая сауной.


5. Пересечение ж/д и Сибирского тракта. Вид в сторону города. В здании слева располагаются запасники Свердловского краеведческого музея. В сером здании справа - автосалон "Шкода". Автосалон "Уз-Дэу" тоже здесь, но остался справа за кадром.


6. Железнодорожный переезд и вид Сибирского тракта в сторону выезда из города.


7. Совсем рядом с переездом находится платформа "Лесотехническая", одна из платформ, построенных специально к пуску ГЭ.


8. Слева, напротив платформы, здание Лесотехнического института, теперь, разумеется, Университета.


9. Справа от платформы недостроенный паркинг, один из долгостроев Екатеринбурга.


10. Надувные корты, приндлежащие развлекательному центру "Луна-2000". Сам РЦ остался скрыт деревьями.


11. Слева от пути какие-то делянки, вероятно принадлежащие Лестеху.


12. Идём вдоль путей, крутя головой из стороны в сторону. Справа горы песка и щебня на площадке асфальто-бетонного завода.


13. Оборудование асфальто-бетонного завода.


14. То ли склад, то ли офис, то ли всё вместе.


15. Здесь становится виден участок улицы, носящей странное название - переулок Базовый. Почему Базовый понятно - кругом одни базы, но почему переулок? Этот переулок имеет длину без малого три километра! Жёлтое сооружение на другой стороне "переулка" - станция Пионерская Свердловской детской железной дороги, проходящей по территории ЦПКиО им. В. В. Маяковского (лес за дорогой).


16. В этом месте даже не верится, что дорога идёт по полуторамиллионному городу. Лес слева - парк им. Лесоводов России, зелёные легкие Екатеринбурга. Едешь как сквозь тайгу и только шум машин справа, мчащихся по Базовому переулку, не даёт проснуться романтическим чувствам.


17. Домик лесника. Где-то за деревьями - конно-спортивный клуб.


18. Офисное здание, возведённое тылом к железной дороге.


19. ЖК "Маяковский", построенный на опушке ЦПКиО. У этих 26-этажных башен трудная судьба, после возведения их в течении нескольких лет не могли сдать из-за неразберихи в документации. Да и до сих пор, НЯЗ, они стоят полупустые. Стоящая рядом с ними 16-этажка 141-й серии кажется маленькой и придавленной.


20. Поработаем зумом, чтобы увидеть кусочек Базового переулка, выходящий к развязке Новокольцовского тракта. 121-я девятиэтажка числится по Онежской, хотя фасадом выходит на Луганскую. Справа 16-этажки на Онежской. Посредине кадра видна верхушка 26-этажки на Братской, до неё отсюда 4 километра.


21. Историческое уже фото - зады бывшего Исетского пивзавода. Основанный в 1907 году, он чуть-чуть не дотянул до своего столетия и закрылся в 2005 году, не выдержав конкуренции с пивгигантами. Было объявлено, что на его площадке будет организован логистический центр, но несколько лет дело не двигалось и только в этом году заводские корпуса стали сносить.


22. Путепровод на Новокольцовском тракте (в народе - Россельбан). В Кольцово - налево, в город - направо.


23. Аквапарк "Лимпопо" и гостиница "Атлантик". Справа - дом на углу Щербакова и Самолётной.


24. Вид назад на Новокольцовский тракт.


25. Река Исеть, вид на юг в сторону Химмаша.


26. Развязка Объездной дороги, в которую в этом месте переходит переулок Базовый. Вид в сторону центра города. Мост впереди переходит в улицу Белинского. Объекты, видные на фото, слева направо: труба котельной завода гражданской авиации, верхушка 25-этажной башни ЖК "Созвездие" на углу Фучика-Белинского, 18-этажка "Солнечный круг" на Белинского, три 16-этажки на Онежской.


27. Вид в противоположную сторону - улица Щербакова. Справа - дом на углу с Самолётной.


28. Объездная дорога, за ней завод гражданской авиации и район Ботанический (в народе - Ботаника).


29. Платформа "Ботаническая".


30. Пешеходный мост через Объездную дорогу, соединяющий платформу "Ботаническая" и Ботанику.


31. Уцелевшая частная застройка слева от железной дороги. Справа по кадру дом на углу Щербакова и Самолётной, в просветах между деревьями видна пятиэтажка вдоль Самолётной. Здесь начинается район Уктус.


32. Смотрим направо, здесь вдоль Объездной тянется Ботаника.


33. Новостройки Уктуса - 16-этажка на Самолётной и строящаяся 25-этажка (сейчас уже закончена коробка, идёт внутренняя отделка) на Павлодарской.


34. Снова Ботаника, здесь Объездная отворачивает в сторону от железной дороги.


35. Начинаются промзоны. Зады завода РТИ.


36. Показались входные светофоры станции Уктус.


Городская электричка. От Уктуса до Керамика.
Tags: Екатеринбург, виды, городская электричка, желдор, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments