Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Categories:

Музей боевой славы Урала. Железнодорожная часть.

В качестве запоздалого алаверды к посту periskopПерископа о великолепном музее железнодорожной техники в Питере, расскажу об аналогичной экспозиции в Музее боевой славы Урала в Верхней Пышме́. Эта экспозиция с одной стороны, конечно, куда более скромная, но, с другой стороны, очень цельная, так как посвящена одному конкретному периоду - Великой Отечественной войны, и, в силу этого, тематически однородна.

Экспозиция железнодорожной техники в Верхней Пышме была открыта 9 мая 2015 года и интересна тем, что представляет собой не просто выставку образцов, а оформлена в виде макета железнодорожной станции. Как уверяют музейщики, макет был воссоздан по фотографиям станции Ревда, сделанным в 1943 году. Сами фотографии почему-то не представлены, поэтому можно только догадываться насколько точно удалось это воссоздание. Станция, названная Узловой, разместилась на площади в 2 гектара. Тут имеются 5 путей, на которых экспонируются образцы подвижного состава, сформированные в типичные эшелоны, ходившие по железным дорогам страны в 1941-1945 г.г. Станционные постройки и оборудование представлены вокзалом, водонапорной башней, журавлём для загрузки угля, колонкой для заправки водой и семафором.

1. Общий вид путей.


2. Станция вроде бы тыловая, однако на ней оборудованы позиции зенитной артиллерии для отражения воздушных налётов. 37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К образца 1939 г. Более крупной артиллерии почему-то нет.


3. Здание вокзала. Жаль, что нельзя заглянуть внутрь, там можно было бы с помощью манекенов в соответсвующей одежде представить сценки из вокзальной жизни времён войны.


4. Псевдоисторический артефакт - ещё одна непонятка этой экспозиции. На дворе как бы 1943 год, но эшелоны и номенклатура грузов, которые они перевозят, соответствуют скорее начальному периоду войны. Впрочем, для создания атмосферы этот "документ" с портретами Сталина и Кагановича очень кстати. Висит он в глубокой тени, поэтому прошу прощения за качество фото.


5. У платформы стоит санитарный поезд. Состоит из переоборудованных 4-осных пассажирских вагонов производства Калининского вагоностроительного завода. В музей эти вагоны доставлены с базы запаса на станции Промышленная Западно-Сибирской железной дороги. По поезду проводится экскурсия, но по закону подлости в день нашего посещения её не было. Сзади к поезду прицеплена грузовая платформа с установленной на ней зенитной пушкой 61-К.


6. Общий вид станционной платформы и санитарного поезда. Скамейки, конечно, подкачали, не аутентичные.


7. 2-осная грузовая платформа грузоподъёмностью 20 тонн с установленной на ней зенитной пушкой 61-К. Такими платформами комплектовались все эшелоны, ходившие в прифронтовой полосе. Платформа построена на вагоностроительном заводе им. Урицкого в г. Энгельс.


8. Ведёт поезд паровоз Еа-2408. Эти паровозы строились в США по советским чертежам и поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. Данный паровоз построен в 1944 году на заводе Baldwin Locomotive Works. Доставлен в музей с базы запаса Сибирцево Дальневосточной железной дороги в г. Уссурийске.


9. Эшелон с оборудованием на соседнем пути. На переднем плане 4-осные грузовые платформы грузоподъёмностью 60 тонн.


10. Платформа с локомобилем.


11. 2-осный крытый вагон грузоподъёмностью 20 тонн или в более известном варианте "40 человечков иль 8 лошадей". Такими вагонами перевозилась основная масса грузов в ту пору.


12. Ещё один 4-осный пассажирский вагон производства Калининского завода. Прибыл в музей с базы запаса на станции Промышленная.


13. Паровоз Эм-716-66. Построен в 1931 году на Ворошиловоградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции. В 1930-е годы работал на Томской железной дороге. В годы войны был приписан к депо Чусовская Свердловской железной дороги (тогда железной дороги им. Кагановича). В музей доставлен с базы запаса в Шумково.


14. Паровоз Эм-716-66.


15. Эшелон с военной техникой, сформированный из 20-тонных и 60-тонных платформ.


16.


17. Этот эшелон ведёт паровоз Эу-686-09. Построен в 1929 году на Брянском паровозостроительном заводе. До войны работал на Северо-Донецкой дороге (депо Попасная, Купянск - с 1938 года). В 1941 году его перегнали в Тулу, а оттуда на ремонт в Чкалов (Оренбург). После войны работал на Сталинградской (позднее Приволжской) дороге. В музей поступил со станции Щербинка.


18. Паровоз Эу-686-09.


19. Эшелон с цистернами для перевозки нефтепродуктов. На переднем плане цистерна грузоподъёмностью 11 тонн.


20. Цистерны грузоподъёмностью 25 тонн.


21. 20-тонная платформа с запасными колёсными парами.


22. Паровоз Ов-4171. Это один из двух паровозов, доставленных в музей с Трансполярной магистрали из депо Долгое (Красноселькупский район ЯНАО), где он, числясь в структурах ГУЛЖДС, работал на строительстве № 501. Те неуютные места в 2016 году посетил varandej и в его посте подробно показаны условия, в которых этот паровоз находился.


23. Паровоз Ов-4171.


24. Далее идёт железнодорожная техника военного предназначения, о которой я не могу достоверно утверждать подлинная ли она или собрана из кусочков, как это часто практикуют верхне-пышминские музейщики. Для простоты будем говорить о них как о подлинных. Начнём с моторного броневого вагона МБВ-2. Вагон (или его прототип) произведён в 1936-1937 г.г. на Кировском заводе в Ленинграде. Воевал в составе бронепоездов № 60 и "Народный мститель". Имеет толщину брони 16-20 мм. Вооружение состоит из трёх 76-мм пушек КТ (Л-11 или Ф-34), восьми-девяти 7,62-мм пулемётов ДТ, четырёх 7,62-мм пулемётов Максима и счетверённой 7,62-мм зенитной пулемётной установки М-4. Экипаж 35-40 чел. Очень красивая штука, похожа на сухопутный крейсер. Эталонный образец дизельпанка.


25. Ещё один вид МБВ-2.


26. Тяжёлая бронедрезина БДТ-35. Производилась в 1935-1937 г.г. на Подольском машиностроительном заводе. Имела экипаж в 9 чел., толщину брони 10-16 мм и вооружение, состоящее из 45-мм пушки со спаренным 7,62-мм пулемётом в башне от танка Т-26, три 7,62-мм пулемёта Максим, 7,62-мм пулемёта ДТ и зенитной установки. В отличие от предыдущего вагона выглядит как самый настоящий "Железный Капут".


27. Зато имеет сзади "плавники" как на американских авто 1950-х годов.


28. На отдельном пути стоит бронепоезд БП-43. Проект бронепоезда подготовлен в 1942 году специалистами Управления Военных Сообщений Красной Армии и МВТУ им. Баумана. Строительство велось на заводах НКТМ, НКПС и вагонных депо, имевших соответствующие возможности. Всего в 1942-1944 г.г. был построен 21 бронепоезд. В состав поезда входил бронепаровоз ПР-43, 4 артиллерийские бронеплощадки ПЛ-43 и 2 зенитные площадки ПВО-4. Зенитная бронеплощадка как раз и видна на переднем плане. Она вооружена двумя 37-мм автоматическими зенитными пушками 61-К, имеет толщину брони 30 мм и боевую массу 20 т.


29. Артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43. Вооружение состоит из 76-мм пушки в башне танка Т-34, трёх 7,62-мм пулемётов ДТ. Имеет толщину брони 30-45 мм и экипаж из 8 чел.


30. Бронепаровоз ПР-43, вид со стороны тендера.


31. Бронепаровоз ПР-43. Бронекорпус имеет толщину 10-30 мм, а внутри находится второй паровоз серии Ов, доставленный в 2014 году с Трансполярной магистрали.


32. Ещё одна артиллерийская бронеплощадка ПЛ-43. Обратите внимание, что на бронеплощадках, показанных выше, установлены башни "пирожок", а на этой башня "гайка".


33. Линейка бронеавтомобилей на железнодорожном ходу. Её открывает БА ФАИ-М на базе автомобиля ГАЗ-М1, производившийся в 1939-1941 г.г. на Ижорском заводе. Имел экипаж в 2-3 чел, 7,62-мм пулемёт ДТ и толщину брони 4-6 мм.


34. Переход на железнодорожный ход осуществлялся путём перестановки колёс.


35. Вид сзади.


36. Бронеавтомобиль БА-10 ЖД. Разработан и изготавливался в 1938-1941 г.г. на Ижорском заводе на базе грузовика ГАЗ-ААА. Имел экипаж из 4 чел., 45-мм пушку 20-К, два 7,62-мм пулемёта ДТ и толщину брони 6-10 мм.


37. Переход на железнодорожный ход происходил путём установки специальных бандажей на штатные колёса.


38. Вид сзади.


39. Бронеавтомобиль БА-64В - опытная железнодорожная модификация бронеавтомобиля БА-64, изготовленная в 1942 году на Выксунском заводе. Имел экипаж 2 чел., 7,62-мм пулемёт ДТ и толщину брони 6-15 мм.


40. Переход на железнодорожный ход осуществлялся путём перестановки колёс.


41. Вид сзади.


На этом с железнодорожной экспозицией верхне-пышминского музея всё. Спасибо за внимание!
Tags: Верхняя Пышма, Свердловская область, желдор, музей, техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments