Макеев Дмитрий Владимирович (makeev_dv) wrote,
Макеев Дмитрий Владимирович
makeev_dv

Categories:

Музей автомобильной техники "XX век Авто", анти-Ельцин-Центр

Музей автомобильной техники "XX век Авто" в Верхней Пышме́ представляет собой довольно интересное явление. С одной стороны, это технический музей, часть огромного комплекса "Музей боевой славы Урала". Он, как понятно из названия, отвечает за автомобильную часть экспозиции, и именно в этом качестве может показаться взыскательному посетителю поначалу не то чтобы неинтересным, но довольно обычным, таким же, как и многие другие. Бо́льшая часть представленных здесь машин хорошо всем знакома - это советские легковушки, мотоциклы и (частично) грузовики. Некоторые из них до сих пор можно встретить на улицах, а остальные хоть и исчезли с дорог, но всё же недостаточно давно, чтобы признать их достойными помещения в музей. Впрочем, после начала осмотра экспозиции впечатление меняется довольно быстро. Автомобили здесь не просто выставлены вдоль стен, а помещены в контекст, и контекст этот - история СССР. История страны, которой давно нет, но которую многие ещё помнят. Помнят, какую роль играл автомобиль в той жизни, какое значение ему придавали и как к нему относились. Экспозиция музея отражает как события в глобальном измерении, о которых написано в учебниках, так и частные истории, запечатлённые на фотографиях в семейных альбомах. Музейную концепцию можно обозначить как "машины и люди", этим музей и интересен, это отличает его от остальных частей комплекса: военной или железнодорожной техники. Ведь автомобиль это часть повседневной жизни, независимо от того, есть он у тебя в собственности или нет. И это сближает музей "XX век Авто" с так называемыми "музеями советского быта", типа показанного periskop_suПерископом питерского музея. Такой музей есть и в Екатеринбурге, называется "Сделано в СССР". Конечно, от "музеев советского быта" музей в Верхней Пышме отличается масштабом, богатством и продуманностью экспозиции, отличным финансированием и перспективами развития. В этом качестве его логичнее сравнивать с другим широко известным екатеринбургским музеем, считающимся одним из лучших не только в городе, но и в стране, - Ельцин-Центром. И тот и другой рассказывают о советской истории, имеют богатую экспозицию и отличное оснащение, используют в своей деятельности современные технологии. А вот их содержательное наполнение прямо противоположно. В Ельцин-Центре советская (да если уж на то пошло, и дореволюционная) история страны представлена как мрачный период угнетения и отсталости, предшествующий расцвету демократии и свобод, начавшемуся в 1991 году с приходом к власти Б. Н. Ельцина. В верхнепышминском музее он показан как период прогресса, больших достижений в развитии страны и улучшения в жизни людей. Как раз этот музей стоило бы назвать "Сделано в СССР". Не знаю, планировалось ли это изначально (А. А. Козицина трудно отнести в советофилам, разве что к тайным), но объективно получилось именно так.

1. Здание в стиле сталинского неоклассицизма с советским гербом на фронтоне сразу задаёт нужный настрой. Построено оно совсем недавно, в 2018 году, но сзади уже идёт строительство дополнительных павильонов. Видимо, экспозиция будет расширяться, что не может не радовать. Нынешняя же пока "теснится" на четырёх этажах: на первом этаже находится экспозиция зарубежных автомобилей с начала XX века по начало 1930-х годов, второй и третий посвящены истории советского автопрома, четвёртый отдан мотоциклам и их сородичам.





Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)


2. Удивительное, однако, встречает уже перед входом. На площади перед зданием музея установлена копия скульптуры Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Она меньше оригинала в 2,5 раза, но всё равно производит внушительное впечатление - высота вместе с постаментом почти 20 метров, вес 16 тонн.


3. Рядом, на открытой площадке, небольшая выставка грузовиков и автобусов. С одной стороны ПАЗы и ЗИСы/ЗИЛы, с другой - ГАЗоны. Пока не сильно впечатляет, но коллекция у УГМК большая, и когда достроят все запланированные павильоны, это богатство (или бо́льшую его часть) можно будет увидеть.


4. Музей привлекает посетителей не только коллекцией экспонатов, но и формой подачи материала. К примеру, у кассы установлена "моргуновская" инвалидка из фильма "Операция "Ы"", в неё можно залезть и сфотографироваться. Детишки, разумеется, от этого в восторге. На создание нужного настроения работает и оформление интерьера. Вот так выглядит прилавок сувенирного магазина.


5. На этажах музея находятся несколько фотозон, посвящённых популярным советским кинофильмам, в которых ту или иную роль играют автомобили. Обратите внимание на стильные диванчики.


6. Окна в залах фальшивые, но при этом оформлены в соответствующем духе.


Экспозицию первого этажа я показывать не буду, хотя она весьма интересная, но пост всё же не резиновый. Как-нибудь в другой раз. А здесь расскажу о ней коротко. На первом этаже представлена как бы предыстория советского автопрома. Здесь можно изучить эволюцию мирового автомобилестроения с начала XX века до начала 1930-х годов с помощью знаковых образцов, сыгравших значительную роль в истории и развитии техники. Среди прочего имеются первые машины Даймлера и Бенца (реплики, разумеется), легендарная "Жестянка Лиззи" - Ford Model T, "марнское такси" - Renault AG-1, машины, на которых французы в августе 1914 года перебрасывали резервы для предотвращения прорыва немцев к Парижу, автомобили марки Pierce-Arrow, на одном из которых А. Ф. Керенский в октябре 1917-го покинул Зимний дворец, известный всем Rolls Royce Silver Ghost и многое другое. Заканчивается экспозиция моделями Ford A и Ford AA, закупленными для производства в СССР и ставшими родоначальниками советского автопрома.

7. С этих моделей, но в их советской инкарнации - ГАЗ А и ГАЗ АА, начинается основная экспозиция. Здесь следует отметить, что, несмотря на богатство коллекции, музей "XX век Авто" не претендует на всеохватность. Это не корпоративный музей, подобный музею истории Горьковского автозавода. Здесь нет особо редких или экспериментальных образцов, все представленные здесь машины выпускались серийно. Главная ценность музейной коллекции состоит в том, что эти серии представлены максимально полно, во всех доступных моделях и модификациях. Этим достигается эффект погружения в историю автомобилизации СССР. Чтобы излишне не раздувать пост я не буду показывать все образцы, но, надеюсь, что смогу адекватно отобразить материальное наполнение и идейное содержание коллекции.


8. Автомобиль ГАЗ ААА, оформленный в стиле автопробега "Москва-Каракумы-Москва" (1933 год). Этому автопробегу посвящена небольшая диорама, которую видно слева на предыдущем фото. Мне, к сожалению, не удалось её нормально сфотографировать, поэтому тут будет лишь короткое описание. Воссозданы все основные этапы маршрута - подмосковные деревни с берёзками и покосившимися церквушками, среднеазиатские пески, переправа через Каспийское море, кавказские горы. Кнопками можно переключать режимы дня и ночи, при этом у машинок загораются фары и задние фонари. Детишек от диорамы за уши не оттащишь.


9. Первые советские "народные" автомобили КИМ-10, полноценное производство которых не удалось наладить из-за начала войны. Справа "эмка"-пикап - ГАЗ-М415.


10. Реплика спортивного автомобиля ЗИС-Спорт. Честно говоря, не очень понятно зачем он здесь. Автомобиль, конечно, интересный, но слегка выбивается из довольно стройной музейной концепции.


11. Образцы автомобилей военных лет. Тут они представлены весьма скромно, только для того, чтобы обозначить эпоху. Чтобы подробнее ознакомится с автомобилями периода Великой Отечественной войны, нужно смотреть основную экспозицию верхнепышминского комплекса, посвященную военной технике. Там можно увидеть множество самых разных машин, начиная от импровизированных ЗСУ с счетверёнными "Максимами" в кузовах и заканчивая аэродромными заправщиками.


12. Послевоенные "Победы" ГАЗ-М20 разных модификаций.


13. Крайняя справа машина как будто выезжает из заводских ворот.


14. Рядом воссоздан кусочек заводского КБ. Над какими частями трудится мужчина слева? Я не смог опознать.


15. Первые послевоенные "Москвичи". Именно с этих машин началось вхождение автомобиля в быт советского человека.


16. Обратите внимание на оформление заднего фона. "Москвич" вызвал к жизни массовое появление фоточек в жанре "я и моя тачка". Случай, когда интерьер музейного зала разглядывать не менее интересно, чем экспонаты. Тут не просто демонстрация советской истории, как в музее Ельцина, но и пробуждение уважения к ней.


17. Следующее поколение "Москвичей", модели 402, 403 и т. д.


18. Инсталляция "В гаражах". Не представляю себе такие сцены где-нибудь за рубежом. Кажется, это сугубо наше культурное проявление, уникальная черта национальной идентичности.


19. "Двадцать первые" "Волги". Символ шестидесятых, машина академиков и спекулянтов, главный герой фильма "Берегись автомобиля".


20. Ещё один символ эпохи и советского кинематографа - Шурик и микроавтобус "Старт" с Ниночкой внутри.


21. Длинный ряд "Москвичей" третьего поколения. На подиуме модель 408 в экскпортном исполнении. Автомобиль, тоже засветившийся в кино. В культовом фильме "Бриллиантовая рука" он появляется на экране всего на несколько секунд, но играет важную роль в сюжете.


22. Модельный ряд "Москвичей" выходит за рамки обозначенного музеем периода. Определённая логика в этом есть. Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола не смог приспособиться к постсоветским условиям и был закрыт. Можно считать, что он целиком принадлежит советской истории. Следовательно, и модели машин, выпускаемые им, являются "советскими" независимо от года производства. Они имеют корни в советском времени. Постсоветскую продукцию АЗЛК, всех этих "Святогоров" и "Князей Владимиров", я показывать не буду, покажу парочку действительно редких машин, которых IRL я не видел. Видимо, они не выходили за пределы Москвы. Вот двухдверное купе "Дуэт" на базе Москвича-2141 с передком от "Святогора".


23. Москвич-2142 "Иван Калита" - попытка московского мэра Ю. М. Лужкова перехватить инициативу вице-премьера Б. Е. Немцова по пересаживанию российского чиновничества на автомобили отечественного производства. Попытка, стоившая АЗЛК жизни, на этой модели история завода и закончилась.


24. Следующая часть экспозиции посвящена "тазикам". Продукция Волжского автозавода стала апогеем развития советского гражданского автопрома, символом наивысших достижений Советской власти и начала действительно массовой автомобилизации советского общества.


25. Самым знаковым автомобилем линейки является модель ВАЗ-2101. В массовом сознании он олицетворяет не только продукцию ВАЗа, но и советский автомобиль вообще. В музее представлена "взрыв-схема" "копейки" :) Можно вспомнить перепетии ремонта, взаимоотношения с работниками автосервиса или гаражными умельцами, истории на тему "что, где и почём достать из запчастей" и т. п. Живая история, одним словом.


26. Второй автомобиль-легенда из модельного ряда ВАЗа - это ВАЗ-2121 "Нива", советский джип, мечта отечественных колхозников и исландских фермеров.


27. "Волга" ГАЗ-24, самый престижный советский легковой автомобиль. Символ жизненного успеха, объект вожделений жителей Грузинской ССР.


28. Экспозиция с "двадцать четвёртыми" "Волгами" оформлена публикациями о них в автомобильной и научно-популярной прессе. Повод вспомнить журналы "За рулём", "Техника - молодёжи" и др.


29. Линейка "Волг", как и "Москвичей", завершается моделями, выпущенными в начале 2000-х годов, после чего выпуск легковых автомобилей на ГАЗе прекратился. Непонятной "Сайберии" в музее нет, что, видимо, правильно, это не совсем газовская машина. Завершающей моделью стал ГАЗ-3111, знаменитый "мафиямобиль". Разработав эту машину, ГАЗ начал мощную рекламную кампанию, под влияние которой попали какие-то чуваки за рубежом, собиравшиеся продавать этот автомобиль там. Понятно, что в пресыщенной Европе эта машина могла зайти только в качестве экзотики, поэтому для зарубежных продаж (в частности в Германии) она брендировалась как "машина, на которой ездит русская мафия". Неизвестно как это помогло бы продажам, которые, впрочем, не состоялись и совсем не по причине неудачного рекламного слогана.


30. Кстати, о Германии. Не знаю существовала ли такая эмблема или это фантазия музейщиков, но за напоминание о Германской Демократической Республике им большое спасибо. "Morgen, morgen, nur nicht heute...", Шрайбикус, Гойко Митич, игрушечная железная дорога фирмы PIKO, балет Фридрихштадтпаласт, грузовик IFA и это вот всё. Ностальгия в музее бьёт ключом.


31. Если в музее нет коллекции автомобилей социалистических стран, то было бы неплохо её собрать. Впрочем, не исключено, что такая коллекция уже имеется. Во всяком случае, отдельные экземпляры типа польских микроавтобусов Nysa и Zuk для обозрения представлены. Или вот эта чехословацкая Tatra-613. Автомобиль представительского класса для чинуш уровня первых секретарей крайкомов и начальников краевых управлений госбезопасности Чехословацкой Социалистической Республики.


32. Что касается советских представительских автомобилей, то они показаны в музее весьма широко. Это, пожалуй, самая стильная и зрелищная часть экспозиции. Чёрные, сверкающие хромом и лаком красавцы притягивают взгляд и создают ощущение торжественности. Начинается всё с "эмок" и ЗИСов сталинского периода.


33. Возглавляет этот парад ЗИС-115, похожий на корабль.


34. "Чайки" и ЗИЛы хрущёвских времён.


35. Политика открытости при Хруще способствовала появлению мотоциклов сопровождения. М-72 производства Киевского мотоциклетного завода.


36. Лимузины эпохи раннего Брежнева. ЗИЛ-114 и его модификации в сопровождении мотоциклов "Днепр".


37. Мотоциклы К-750М и Днепр-14.9.


38. ГАЗ-14, "Чайка" брежневских времён, и микроавтобус ЗИЛ-118К "Юность".


39. Солидные "членовозы" эпохи развитого социализма. Впереди импортный мотоцикл BMW-K75RT. Мода на заграничное стала проникать и в верха :)


40. Кабриолет ЗИЛ-410441, современный рестайлинг советского лимузина ЗИЛ-4104, и специальный медицинский автомобиль сопровождения ЗИЛ-41042.


41. Никакой "музей советского быта" нельзя представить без детских игрушек. Есть они и здесь. Тематика соответствует профилю музея.


42. Тут, видимо, какие-то поздние модели. В моём детстве таких не было.


Вот и всё. Я не показал и половину из того, что имеется в музее "XX век Авто". Коллекция поистине огромна. Я провёл там более трёх часов и не успел осмотреть целый этаж, на котором экспонируется мототехника. На посещение этого музея нужно закладывать больше времени. Если до сих пор там не были - обязательно сходите, не пожалеете.

Спасибо за внимание!

Tags: Верхняя Пышма, автомобиль, история, музей, памятники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →